Таcлима Садыкова
Статья «Проблемы мотивации педагогических работников образовательных учреждений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы мотивации педагогических работников образовательных учреждений любых типов и видов всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует на данном этапе, т. к. от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность педагогических работников, но и конечные результаты образовательных учреждений в их многогранной деятельности и особенно в области организации инновационных процессов в образовании и повышении качества образования детей. В исследованиях по проблемам мотивации имеются два основных направления, ориентированных на теоретическую проработку вопроса. Первое направление – теория удовлетворенности работой, которая концентрирует внимание на том, что побуждает действовать и стимулирует деятельность работников. Ко второму направлению относятся теории процесса. Они концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желательным результатам. В направлении теории удовлетворенности работой наиболее распространены два типа – теория иерархии потребностей (А. Маслоу) и двухфакторная теория (Ф. Герцберг). Для того, чтобы выстроить эффективную систему мотивации педагогических работников, необходимо выявить различные факторы, стимулирующие работу педагогов. Мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению, на которое рассчитывают педагоги в результате выполнения работы. А основная задача руководителя образовательного учреждения – создать совокупность необходимых факторов, влияющих на удовлетворенность работой.
Публикация «Статья „Проблемы мотивации педагогических работников образовательных учреждений“» размещена в разделах
Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у себя самой?
Работая в дошкольном образовательном учреждении, я пытаюсь найти ответы на эти вопросы:
- какие условия необходимо создавать самой для мотивированного поведения;
- как, не смотря на психологические, умственные и физические перегрузки, быть постоянно в тонусе;
- как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
- как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.
Каждый из нас начинает заниматься своей любимой деятельностью с очень высоким уровнем мотивации. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить данный уровень как можно дольше. Необходимо стараться выявить и исключить все внешние факторы, способствующие снижению уровня собственной мотивации.
По собственному опыту я знаю, что мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает» лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют честность и взаимное доверие. При этом поведение руководителя сильнейшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Тут нет никаких особых хитростей – просто руководитель должен заботиться о том, чтобы у сотрудников была возможность профессионального роста, а в образовательном учреждении были созданы все условия для работы.
В любой момент времени, сила мотивации – результат предшествующих обстоятельств.
Результат процесса мотивации – это сумма различных факторов. К ним относятся:
- собственное желание и стремление работать добросовестно, плодотворно и с полной внутренней отдачей (внутреннее побуждение, которое должно быть сильнее любых негативных внешних факторов);
- самоэффективность (нужно выстроить жизнь по собственному велению внутреннего голоса, стараясь полагаться только на себя);
- психологическая перспектива (она определяет, какие цели в жизни мы выбираем в зависимости от того или иного жизненного этапа);
- наши эмоции (во время принятия жизненно важного решения они служат нашим «внутренним советчиком»).
Все эти факторы складываются в достаточно сложный комплекс, где преобладают сила воли, профессиональная составляющая и благоприятные внешние условия.
На этих составляющих основаны наши успехи в педагогической деятельности.
В психологической литературе различают общую и специфическую мотивацию.
Общая мотивация – желание сделать что-либо, добиться чего-либо. Это желание, пусть выраженное у разных людей в разной степени, свойственно каждой из нас.
Специфическая мотивация – причина того, что человек с упорством стремится к какой-то конкретной цели. Обусловливается специфическая мотивация тем значением, которое данная цель имеет для личности. Им же определяется длительность стараний и затрата сил на достижение этой цели. Невероятное значение, на мой взгляд, имеет в нашей педагогической деятельности, насколько высока у каждой из нас специфическая мотивация, с каким стремлением и желанием мы возьмемся за выполнение профессиональной задачи.
Какие условия требуются для «переживания» педагогами специфической мотивации в образовательном учреждении?
Ни для кого не секрет, что материал, на который постоянно оказывают давление, очень быстро «устает». Он становится ломким, а затем ни на что не годным. Время, в течение которого материал может сопротивляться напряжению, ограничено, чего нельзя сказать о нас. Мы имеем перед ним замечательное преимущество: обладаем способностью к восстановлению. После сильной нагрузки (какой-либо психологической стрессовой ситуации) и следующего за ней периода восстановления мы становимся более выносливыми, хотя без душевных травм подобные жизненные ситуации не проходят. Опыт работы в образовательном учреждении показывает, что человек в состоянии вынести невероятные нагрузки и, более того, продолжая показывать определенные положительные результаты своей деятельности и продолжая работу с прежней заинтересованностью и огромным желанием. Это возможно только в случае, если человек исключительно заинтересован своей деятельностью. Также нам должны быть известны секреты расслабления и восстановления. Только сбалансированность напряжения и расслабления дает нам психическую и физическую энергию. Восполнить энергетические затраты могут помочь: общение с нашими воспитанниками или близкими взрослыми людьми, активный отдых на природе, уединение с собственными мыслями, чтение интересующей литературы, поход в кино или в театр и т. д.
Таким образом, степень вовлеченности в работу зависит от двух вещей: специфической мотивации, которую человек может проявить на пути к цели, и уровня активности, которого он может психически и физически достигнуть в данный момент.
Мы с полной отдачей «включаемся» в свою любимую педагогическую деятельность только тогда, когда это окупается, когда наша активная деятельность приносит плоды, дает результат. Каждый из нас убежден, что в силах влиять на окружающий мир и людей, добиваясь желаемого. Вопрос не в том, нужно ли что-то менять, а в том, как это сделать. Только этим определяется успешность нашей деятельности.
Осознать эффективность своей деятельности можно, ответив на вопросы приведенные ниже:
1)Результат будет иметь для меня большое значение?
2) Результат еще не ясен?
3) Я могу повлиять на результат?
4) Результат будет положительным?
Важно верить самой в свои собственные положительные результаты. Не менее важную роль играет в достижении высоких результатов, когда хочется оправдать надежды близких людей. Важно, когда в тебя верят и в полной мере доверяют со стороны. Исключительное значение имеет заинтересованность данной деятельностью своих воспитанников.
Если мы ответим на все выше приведенные вопросы «да», значит мы осознаем эффективность своей деятельности. Но это потребует от нас достаточно высоких затрат сил и энергии.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.
Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.
По сведениям психологов, к эмоциональной культуре относится:
1) Самосознание (способность управлять собственными эмоциями)
2)Самоуправление (способность понимать и объяснять себе собственные эмоции).
3) Самомотивация (использование собственных эмоции для достижения цели).
4) Эмпатия (способность чувствовать других людей).
Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность».
Главный гарант успеха – способность мотивировать самого, т. е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.
Чтобы суметь поставить себе цель и достичь ее, необходимы определенные знания и компетентность.
Третья составляющая успеха – благоприятные условия. Внешние условия всегда играют существенную роль в достижении цели (или в неудаче). В одних учебных заведениях нет никаких возможностей получить определенные результаты своей деятельности, а в других, наоборот, у педагогов есть все возможности для самореализации.
Мы можем в чем-то изменить атмосферу, в которой работаем, но в принципе на работе должны быть созданы такие условия, в которых есть желание у педагога работать в полную меру своих возможностей.