Виктория Нечаева
Приобщение детей к техническому творчеству (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика дополнительного образования заключается в том, что воспитанники сами вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, потребностями и способностями. Дополнительное образование относится к сферам наибольшего развития личности. В процессе такого образования всегда имеются возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.
Публикация «Приобщение детей к техническому творчеству (из опыта работы)» размещена в разделах
Развитие новейших технологий, приумножение достижений в науке и технике возможно лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей, выявление одаренных ребят, создание необходимых условий для их творческого роста. Научить детей трудиться - важнейшая задача, стоящая перед объединениями технического профиля.
Работа ориентирована не только на знания, но в первую очередь на компонент практической деятельности образовательного процесса, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности и интересы каждого ребенка, активирует познавательный процесс, интеллектуальное обогащение, творческое и патриотическое развитие.
Дети познают и принимают мир таким, каким его видят. Чем больше ребенок видит, чем больше получает сведений об окружающем мире, тем более сложные факты и явления он пытается осмыслить и осознать, а потом и объяснить.
Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских навыков является одной из важнейших задач. Следовательно, повышается не только роль технического творчества в формировании личности, но и активизируется интерес к практическому освоению инженерных технологий как одному из направлений способствующему развитию инженерного мышления.
Наибольшими возможностями для приобщения учащихся к решению творческих технических задач, участию в проектной и исследовательской деятельности, развитию у них технических способностей обладают объединения технической направленности.
Методы, используемые в процессе обучения техническому творчеству в объединении "Юный конструктор", призваны дать детям основные понятия о стадиях творческого процесса, элементах технической эстетики, приемах и методах поиска технических решений.
Одним из таких методов является метод проектов, который увлекает детей процессом создания собственного продукта, возможностью воплощения своих идей и полученным результатом. При работе над коллективным проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.
Ценность технического творчества определяется, прежде всего, исходя их того, какие умения и навыки, приобретенные в объединении, ребенок переносит в свою практическую деятельность и семью.
Каждый ребенок, осознав свое желание построить первую модель, хочет чтобы она была действующей. Второе желание - показать эти качества модели другим ребятам и сравнить качества разных моделей. Тем самым ребенок оказывается вовлеченным в процесс технического моделирования.
Первоначальное увлечение техническим моделированием является для ребенка новой игрой, которая в дальнейшем приводит к изучению достижений техники. Особое развитие творческой мысли ребенок получает при изготовлении действующих моделей. Именно такая интересная игра больше всего захватывает ребенка. Как известно, многое в жизни начинается с детской забавы, а со временем перерастает в увлечение на долгие годы.
Творческая работа ребенка постоянно требует поощрения в своих стремлениях. Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения являются выставки работ обучающихся.
Когда ребёнок постоянно окружён прекрасным, он не только начинает его ценить, но и стремится сделать не хуже.
На занятиях ребята обучаются самостоятельно изготовлять поделки, движущиеся объекты с использованием современных материалов; овладевают навыками проектирования, отделки и качественной сборки готового изделия, а кроме того, учатся выпиливать мелкий и сложный орнамент, смогут свободно владеть инструментами и приспособлениями в пределах программы.
Начинают, как водится, с простого. Сначала учатся выпиливать прямые линии, потом — волнистые. Следующий этап — изготовление деталей для фигурок животных. Вершина мастерства — выполнение в тонкой технике прорезной резьбы предметов интерьера: действующие часы, настольную лампу, светильник, бра и др.
Если у ребёнка что-то не получается — не страшно! Никто его не осудит. Педагог дополнительного образования не ставит оценки, для него важен внутренний мир ребёнка. Да и ребята всегда стараются помочь друг другу.
Любой педагог старается вырастить из доверенного ему ребёнка не просто почти готового специалиста, а щедрого, культурного, образованного человека, высокодуховную личность.
По сложившейся в объединении традиции первую поделку его воспитанники обязательно дарят маме. Это может быть разделочная доска, лопаточка или другая необходимая в хозяйстве вещь. Постепенно ребята приучатся делать подарки своим близким на каждый праздник. Потом они поймут, что быть щедрым — не просто хорошо, а очень приятно.
С годами они начинают всё активнее участвовать в домашних делах, делать уже не то, что хочется, а то, что нужно семье.
Иногда бывает, подходит ко мне ученик и говорит, что мама попросила его сделать кормушку, чтобы повесить в саду. Я не возражаю, мама попросила — выполняй. Но одного ребенка не бросаю. Вместе всё посчитаем, начертим, выпилим, соберём. Мама рада. Доволен и ученик, ведь он почувствовал свою нужность семье.
Вот вам наглядная иллюстрация воспитания ещё одного важного качества — готовности помочь.
Занятие в объединении не напоминает урок технологии в школе. Воспитанники не скованы рамками программы, приоритетное внимание уделяется творчеству, воображению. Обстановка — спокойная, семейная. Одни по приходу на занятия сразу берутся за лобзик, другим требуется время на общение: обсудить последние новости, разобрать школьные задачки…
Сколько больших и маленьких проблем было разрешено в этой непринуждённой обстановке! Сколько принято важных решений!
Воспитанники ежегодно занимают призовые места в различных конкурсах, выставках и фестивалях, в том числе в городском конкурсе по начально-техническому моделированию, городской конкурс стендового моделизма "Музей на столе", городской конкурс "Мир техники", городской фестиваль технического творчества "Стратегия 2016", в Межрегиональном открытом робототехническом фестивале "Робоарт - 2016".
Педагог, дети и родители — все очень дружны и взаимосвязаны между собой.
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включённости в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Мы должны готовить сегодня подрастающее поколение стать в будущем высококвалифицированными специалистами в областях прорывных технологий XXI века.