Ирина Богданова
Преемственность музыкального воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Богданова И. В.
«Преемственность музыкального воспитания в детском саду»
Данная тема предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста. Музыкальным воспитанием ребенка надо заниматься с 2–3 лет, оно должно носить планомерный, последовательный, непрерывный характер. Ведь музыкальное воспитание подрастающего поколения начинается с самого раннего возраста – в яслях, и продолжается в школе. Передо мной стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей. Оно является неотъемлемой частью всей системы воспитания детей в современном обществе. Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям.
Публикация «Преемственность музыкального воспитания в детском саду» размещена в разделах
За период пребывания в дошкольном учреждении, т. е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития. В процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для быстрого образования новых рядов ассоциаций, которые составляют одну из основ умственной деятельности и создают условия для преемственности в развитии и углублении знаний.
Искусство, его виды обладают специфическими средствами воздействия. Но только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства ребенка, формирует вкусы.
Музыка оказывает не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно с этого возраста ребенка можно готовить к поступлению в музыкальную школу.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности в музыкальном воспитании ребенка : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.
Определенный вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Для того, чтобы продолжить обучение в музыкальной школе или в музыкальном объединении ЦВР, уже с детского сада музыкальный руководитель решает такие задачи как:
1. Выявление и развитие музыкальных способностей у детей в детском дошкольном учреждении.
2. Развитие стремления личности к познанию и творчеству.
3. Удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей.
4. Приобщение к культурным ценностям.
5. Адаптация к жизни в обществе.
6. Увеличение занятости детей в свободное время.
7. Поддержка и развитие талантов;
8. Обеспечение тесной связи родителей и детей в учебном процессе.
Многогранность процесса музыкально-эстетического воспитания и развития предполагает наличие разных путей осуществления преемственности. Вопрос, который определяет музыкальное воспитание и развитие ребенка. Это вопрос о развитии музыкальности детей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности.
Все разделы музыкально-воспитательной работы на занятиях (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве.
Музыкальное воспитание в детском саду – один из путей формирования гармонически развитой личности. Поэтому задачи музыкального воспитания детей находятся в единстве с нравственным, умственным, физическим и эстетическим воспитанием. Эти задачи будут наиболее успешно выполнены в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения.
Преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада, в 1 классе школы создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей.
В результате преемственности работы музыкального руководителя детсада и педагогов дополнительного образования формируются и развиваются музыкальные способности детей дошкольного периода и обучающихся музыкальной школы или музыкального кружка. Нужно привить ученику любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность.
Работая с детьми, педагог приступает к возведению музыкального фундамента, качество которого определяет ход дальнейшего обучения, т. е. ближайших лет занятий, что может отразиться и на всём будущем обучающегося. Будет ли ученик продолжать занятия в профессиональном плане или музыка, не став его специальностью, просто обогатит его жизнь – в первые годы занятий не имеет значения. Прежде всего, надо поддерживать интерес ребенка к музыке, уметь пользоваться натуральной детской любознательностью, руководить ею, направлять ее и обучать. Продолжать обогащать и развивать музыкальные впечатления.
Исходя из всего - преемственность музыкального воспитания в детском саду является основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей.