Сетлана Буденкова
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Статья «ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Публикация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, где происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Я считаю, что сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
По моему мнению, процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации и считаю, что вовлечение родителей в этот процесс является очень важным и нужным.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации.
1. ФОРМИРУЙТЕ У ДЕТЕЙ РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Рассказывайте ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясняйте, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др. Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к этому процессу. Заранее продумайте покупки, обсудите важность и необходимость этих покупок. Составьте список продуктов с помощью картинок или зарисовок. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести, это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т. п. Обращайте внимание дошкольника на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции : сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т. д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Рассказывайте ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
2. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРУДОМ И ДЕНЬГАМИ.
Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает. Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.
3. УЧИТЕ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ.
Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты (вариант завести копилку) и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает». Если ребенок очень часто у Вас требует покупку дорогостоящих игрушек, вещей предложите ему самому насобирать (при помощи копилки) на эту вещь! У ребенка должно быть понимание какая вещь сколько стоит! Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
И в заключении, хочу сказать, что начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.