Лия Боева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в МБДОУ детском саду №2 «Солнышко». Считаю необходимым привлекать детей к изучению экологии. К экологическому воспитанию подхожу творчески, так как мир природы удивителен и прекрасен. К сожалению, не все способны видеть эту красоту: разнообразие красок неба, листьев, моря, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается с рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера моральных и духовных черт личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств: любви, уважение к труду, чести и собственного достоинства, честности, правдивости, любви к Родине. «Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина» М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живешь.
В дошкольном возрасте формируются свои позиции по отношению к экологии, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении экологических проблем, которые сейчас есть в нашем мире. Впитывая как губка, ребенок получает знания и чувство любви к природе от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научится любить ее как свой дом. Но чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений, загрязняется окружающая среда. Человечеству нужно научится рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Познакомить детей с растениями, животными, научить любить, заботиться и ценить их – дело не из легких. И моя задача, как педагога детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
В группе имеются: природоведческая литература, пособия, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания стараюсь включать во все занятия и другие виды деятельности. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. В своей работе использую и нетрадиционные формы занятий с детьми: путешествия в лес, в горы Крыма, путешествие к степным жителям (к животным крымской степи, знакомство с обитателями Черного моря, путешествие к жителям Крымского леса, «Экологический калейдоскоп». Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.
В группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения. Есть картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за комнатными растениями: с утра трогая почву пальцем, понимают, что нужно полить и взрыхлить землю. Заботясь о растениях, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки.
Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая за природой, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.
Прогулки тоже широко использую для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала, некоторые семена садовых растений мы с детьми выращиваем, наблюдаем за ходом их роста и развития. На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет?», «Узнай и назови», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных» и др. практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за живыми существами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.
Провожу подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых играх отражаются явления неживой природы, например, «Бывает- не бывает», «Пауки и мухи», «Муравьи и слон», «Пожар в лесу» и др.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада – это произведения В. Бианки, Н. Сладкова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Пушкина и другие. После чтения с детьми проводится беседа, в глазах детей видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, в которых проявляются у них забота и любовь о братьях наших меньших.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьей. Особенность экологического воспитания зависит от примера в поведении взрослых. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. Поэтому я веду работу с родителями в форме информационных листов, индивидуальных бесед. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Поможем птицам зимой», «Смастерим кормушку», «Выставка поделок из бросовых материалов». Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности. Пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни домашних животных, желание им помочь.
Опыт моей работы показывает, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практикой.
Считаю, что выбранная мною экологическое направление в работе с дошкольниками – наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи, я надеюсь, воспитать экологически грамотного человека, способного любить, заботиться, защищать и правильно использовать природные ресурсы.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните – что красота на планете
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа!
И пусть восхваляет гимн жизни – Природа!
Т. Петухова