Алла Коваленко
Значение игры в развитии положительных эмоций у детей
▼ Скачать +Заказ
В статье говорится о том, насколько положительная эмоциональная сфера является важным компонентом в развитии личности ребёнка дошкольного возраста, рассматривается игра и ее роль в жизни дошкольника и ее влияние на формирование положительных эмоций.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, игра, значение игры, эмоции, эмоциональное состояние.
«Любите детство: поощряйте его игры, его
забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте,
когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир».
Ж. Ж. Руссо
Публикация «Значение игры в развитии положительных эмоций у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Важность игры в раннем детском образовании нельзя недооценивать, потому что игра необходима для становления и роста как психически, так и эмоционально устойчивого ребенка.
Изучение эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста является весьма актуальным. Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве, вызванном искажениями характера внутрисемейных отношений. В настоящее время Интернет, телевидение и средства массовой информации перенасыщены конфликтами и насилием, жестоким обращением с детьми и негативной энергией. Это как никогда негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Эмоциональное развитие дошкольника должно быть одним из ключевых аспектов в воспитании ребенка. Способность понимать и различать эмоции как свои, так и другого человека, управлять своим эмоциональным состоянием является необходимым условием успешного общения.
Дошкольное возраст – это особый период в жизни ребенка, когда развиваются общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. В этот период ребёнок учиться общаться с другими людьми, он познает такие эмоции, как радость и огорчение, узнает много новой информации и делает для себя разные открытия.
Игра является конституциональной частью жизни каждого ребенка. Игра нравится как детям, так и взрослым,
ведь игра - это естественная потребность человека. Она приносит радость и счастье, приносит удовлетворение и в то же время
время представляет собой способ, с помощьюкоторого дети узнают о себе, о других и о мире, который
окружает их; они приобретают навыки и создают социальные отношения
Игра является конституциональной частью жизни каждого ребенка. Игра нравится как детям, так и взрослым,
ведь игра - это естественная потребность человека. Она приносит радость и счастье, приносит удовлетворение и в то же время
время представляет собой способ, с помощьюкоторого дети узнают о себе, о других и о мире, который
окружает их; они приобретают навыки и создают социальные отношения
Игра является конституциональной частью жизни каждого ребенка. Игра нравится как детям, так и взрослым,
ведь игра - это естественная потребность человека. Она приносит радость и счастье, приносит удовлетворение и в то же время
время представляет собой способ, с помощьюкоторого дети узнают о себе, о других и о мире, который
окружает их; они приобретают навыки и создают социальные отношения
Многочисленные исследования ученых, указывают на весомую роль и значение игры в развитии положительных эмоций у детей. Игра оказывает влияние на физические, нравственные, интеллектуальные, социальные и эмоциональные характеристики ребенка. Именно поэтому в образовательном процессе большое внимание уделяется созданию условий для спонтанной игры, а также игры с правилами, заранее установленными взрослыми с целью достижения определенных педагогических эффектов.
Игра является частью жизни каждого ребенка. Она нравится как детям, так и взрослым, потому что игра - это естественная потребность человека. В процессе игровой деятельно ребенок испытывает радость, счастье, удовлетворение, и в то же время, игра представляет собой способ, с помощью которого дети узнают о себе и о мире, который окружает их. В процессе игры дети приобретают навыки социальных отношений.
Сегодня игра и образовательный процесс в ДОО тесно связаны и причиной тому то, что игра это деятельность, которая очень интересует и мотивирует детей, раскрывает их способности. Педагог должен сотрудничать с детьми в игре, он должен помогать им, ставя перед дошкольниками проблему, не давая окончательного решения, он должен помочь детям осознать их возможности – стать партнерами в игре.
Эмоциональная составляющая жизненно важна для психического здоровья ребенка. В исследованиях психологов Новой Зеландии был изучен процесс, как дети справляются с негативными эмоциями во время сюжетно-ролевых игр. Было выявлено, что дети с которыми чаще играли в игры со своими воспитателями, лучше контролируют эмоции для продолжения игры.
Регулирование эмоций имеет значение не только для успешного обучения, но и для психосоциальных аспектов развития ребенка. В дошкольном возрасте дети, которые демонстрируют эмоциональный контроль, более симпатичны и социально компетентны.
Известно, что подвижные, игривые дети, как правило, более счастливы, они легче приспосабливаются к новым ситуациям, такие дети более популярны среди своих сверстников, чем те, которые играют меньше.
Игра - это самое яркое эмоциональное занятие для дошкольников. Известный советский психолог и педагог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что в игре интеллект следует за эмоциональным и действенным опытом, а функции взрослого воспринимаются эмоционально. Таким образом, происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в содержании деятельности человека.
Важность игры в дошкольном возрасте нельзя недооценивать, потому что игра необходима для роста ребенка.
Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.
Влияние игры на эмоциональные характеристики дошкольника
В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования.
С другой стороны, в игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко выражена неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.
Дети дошкольного возраста крайне подвижны. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать. Ребенок, играя, познает окружающий мир и готовится к жизни, труду. Важнейший результат игры — радость, удовлетворение, эмоциональный подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных систем организма ребенка, всесторонне развивают его.
С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) возможно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
Развитие и проявление положительных эмоций происходит в умении в игровой и практической деятельности выражать сострадание, сопереживать и сочувствовать сверстнику, партнеру по игре, героям художественных произведений в играх - драматизациях и проявлять эмоциональную отзывчивость.
Создание воспитателем ситуаций морального выбора, отражения наиболее ярких форм поведения в контексте знакомых жизненных ситуаций, формирования ценностных представлений о добре, милосердии, справедливости, способствует сформированию у дошколят желания сочувствовать сверстникам и проявлять положительное отношение к окружающим людям. Использование приемов: «Как бы ты поступил?», «Что в этом плохого», «Сделай доброе дело», «Вырази свое отношение к этому событию в рисунке», побуждает детей к самоанализу и мотивированной самореализации. Эмоциональные проявления носят индивидуальный характер, находят выражение «в образе мира ребенка», в системе отношений к окружающему, в особенностях мотивации поведения.
Формирование эмоциональной палитры стимулирует и учит детей общаться, реагировать на эмоции собеседника, выявлять способы эмоциональной поддержки диалога. Положительные эмоции придают общению яркую выразительность, влияют на выбор партнера в игре, в сотрудничестве.
Проявление положительных эмоций в игре придает общению выразительность, искренность, влияют на выбор партнера, служат регулятором складывающихся отношений между детьми и взрослыми, привносят в детскую жизнь сочетание разнообразных чувств и эмоций. Только умелое руководство формированием положительных эмоций дошкольника позволит решать главную задачу педагога в развитии чувств ребенка, его воли, ведущих мотивов детской деятельности, как побудительной силы к усвоению социальных норм, требований и идеалов для формирования личности ребенка.
Игры положительно влияют на воспитание и развитие каждого человека. Они являются формой развлечения, положительно влияющей на социализацию (дружбу, толерантность., нравственное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье детей.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Список использованных источников.
1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академический проект, 2015. – 256 с.
2. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2019. № 7. С. 289-301.
3. Галиер К. Т., Эванс И. М. Сюжетно ролевая игра и развитие регуляции эмоций у детей дошкольного возраста. Раннее развитие ребенка и уход за ним. – 2011. – С. 98.
4. Горышева В. Игра - это отражение жизни. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2020. - 47 с.
5. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб. : Питер, 2019. — 464 с.
6. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента». Журнал «Дошкольное воспитание – 2018. – №8. – С. 47
7. Житная И. В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 597
8. Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47810