Галина Жугина
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Жугина Галина Ивановна
МБОУ Кутузовская школа-интернат
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников
Аннотация. В статье рассмотрены определения понятия "педагогическое общение"разных авторов и компоненты педагогического общения.
Ключевые слова: педагогическое общение, преподаватель, учащийся, компоненты педагогического общения
Публикация «Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Pedagogical communication as the most important means of educating schoolchildren
Annotation. The article discusses the concepts of "pedagogical communication" by different authors and the components of pedagogical communication.
Keyboards : pedagogical communication, teacher, student, components of pedagogical communication
Общение – это межпредметная категория, которая представлена в философии, социологии, психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знаний. О том, какова роль педагогического общения в воспитании школьников, предлагаемая статья.
Конец ХХ начало ХХI веков сопровождается значительными изменениями в российской системе образования. Все более заметным становится развитие технологии педагогического общения. Общение является важным условием человеческого существования. Человек во все времена удовлетворял свои потребности, используя общение.
Общение – это частный вид коммуникации. Оно возможно только тогда, когда присутствует обратная связь (эмоции, сопереживание, отношение к партнеру).
Педагогическое общение имеет свою специфику, которая заключается в том, что задача педагогического общения – реализация целей развития личности. В процессе педагогического общения происходит обучение школьников способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, мотивационной сферы личности, развитие познавательных интересов школьников, создание психологического комфорта на уроках.
Таким образом, педагогическое общение – это «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности».
Педагогическое общение имеет сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Профессия преподавателя – это профессия речевая, поэтому на занятиях в основном происходит речевое общение, которое во всех его формах, видах, типах позволяет учащемуся получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. «Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди них – познание окружающего мира, познание самого себя и как результат познания – корректировка своего поведения» .
Перед преподавателем стоит труднейшая задача – не только передать имеющиеся знания, но еще и научить школьников добывать знания самостоятельно, научить думать, привить культ знаний, передать нравственные ценности. Авторитет преподавателя зависит от его профессионального мастерства. Педагог должен достичь в своей области знаний такого уровня компетентности, который способен удивить, восхитить, зажечь учеников. "Преподаватель должен не трактовать, не сообщать что-то учащимся, не информировать, а общаться с ними".
Проблеме педагогического общения посвящено достаточное количество работ отечественных и зарубежных ученых (А. Н. Леонтьев, В. Л. Петровский, В. А. Кан-Калик, В. С. Грехнев, А. В. Мудрик, В. В. Соколова, Дж. Брофи, Г. Гудд и другие). Их анализ позволяет выделить несколько аспектов в изучении этой важной проблемы, а именно: определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога, исследование проблем взаимопонимания между преподавателем и учащимися, проблемы педагогической этики и такта, стили педагогического общения.
Авторы подчеркивают мысль о роли педагогического общения в воспитании учащихся, указывая, что воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с учащимися. «Воспитание будет эффективным лишь в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения».
Кан-Калик В. А., автор книги для учителей по технологии педагогического общения, выделяет следующие стили педагогического общения : общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, когда педагог выполняет роль старшего друга, участника совместной учебной деятельности; но при таком общении следует избегать панибратства; общение-дистанция, которое является самым распространенным видом общения; общение-устрашение, являющееся негативной формой общения; общение-заигрывание, которое характерно для молодых педагогов. Но на занятии преподаватель, прежде всего, обучает школьников. Поэтому перед ним встает очень важная задача организовать процесс обучения так, чтобы он способствовал развитию познавательных мотивов учения на всех уровнях методической системы: на уровне содержания учебного предмета, средств и методов обучения, на уровне взаимодействия учителя и школьников, т. е. в процессе педагогического общения.
Следует отметить, что важности мотивационного компонента в педагогическом общении не всегда уделяется должное внимание, хотя это существенный момент в формировании мотивации учения, поскольку деятельность (учеба, труд) и общение являются двумя сторонами социального бытия человека, и успешное развитие личности зависит от неразрывного единства этих деятельностей.
Вопрос о мотивационном компоненте в педагогическом общении еще не получил достаточного освещения в научной литературе, хотя его значение неоспоримо.
Преподаватель должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у школьников, поэтому важным мотивационным компонентом в педагогическом общении выступают стили педагогического общения, которые наиболее ярко проявляются в речевом поведении преподавателя.
Речь преподавателя должна соответствовать следующим критериям: правильность и чистота, точность, уместность, коммуникативная целесообразность. Правильность – это соответствие нормам литературного языка; под точностью речи следует понимать, прежде всего, терминологическую точность. Уместность речи преподавателя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способах привлечения внимания школьников, в четкой постановке вопросов, коммуникативная целесообразность речи не допускает грубости и бестактности, требует соблюдения правил речевой этики.
Для авторитарного стиля характерен фунционально-деловой подход к обучающемуся. В своих оценках учитель стереотипен и субъективен. Часто недооценивает положительные качества личности обучающегося.
Для либерального стиля характерно попустительство, фамильярность и анархия. Такой стиль предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности, а в частности – его стремление минимизировать свое участие в процессе обучения, воспитания и развития детей. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, реализуя тактику невмешательства, в основу которой положено равнодушие, безразличие к учащимся, их проблемам, успехам и достижениям. Как следствие, можно назвать попустительское отношение, отсутствие контроля за обучением и действиями детей, за их развитием. И дисциплина, и успеваемость в таких классах, как правило, неудовлетворительная. Среди общепринятых особенностей данного стиля мы можем перечислить недоверие, дистантные отношения и обособленность как педагога, так и учеников, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Это наиболее вредный и разрушительный стиль. Он порождает неопределённость ожиданий учеников, вызывает у них тревогу и напряжённость.
Для демократического стиля характерен учёт индивидуальных особенностей учеников, их личный опыт, их потребности и возможности. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учениками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Выработать такой стиль может человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и самооценке.
Выбор стиля педагогического общения зависит от самого педагога, от его профессиональных и личностных качеств, от уровня готовности педагога выполнять свои повседневные обязанности.
Следующим важным компонентом в процессе педагогического общения является эмоциональная культура педагога. В процессе педагогического общения необходимо развивать у школьников познавательный интерес к изучаемому предмету – это третий мотивационный компонент в педагогическом общении. Познавательный интерес – это средство активизации познавательной деятельности школьников, эффективный инструмент в руках преподавателя, чтобы сделать процесс обучения более привлекательным.
Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане выражается в умениях передавать информацию, в организации взаимоотношений со школьниками, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Вот почему перед каждым преподавателем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
Список использованной литературы:
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психологияМ, : Лотос, 2004 - 384 с.
3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. КаннКалик. – М. : Педагогика. 1987. – 284 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин и др. – М. : Академия, 2006. – 576 с.
5. Соколова В. В. Культура речи. Культура общения / В. В. Соколова. – М. : Просвещение, 1996. – 107 с.