Дарья Назарушкина
Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей
▼ Скачать +Заказ
Опираясь на анализ подходов различных исследований психолого-педагогических условий Н. Ф. Виноградовой, В. И. Логиновой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. И. Марковой и др. можно выделить следующие педагогические условия :
1) взрослый как образец - ориентир заинтересованного отношения к своей семье и носитель семейных ценностей;
2) включение детей в активный поиск знаний о семье, обеспечивающий чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему (ее корням, ценностям, обычаям, традициям, предусматривающий их расширение, углубление, систематизацию и практическое использование в деятельности;
Публикация «Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей» размещена в разделах
3) организация разнообразной эмоционально привлекательной, социально значимой совместной деятельности детей с членами семьи по типу сотрудничества, обуславливающей овладение детьми этикой внутрисемейных отношений, семейными ценностями, обычаями и традициями;
4) осуществление тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Маркова и др.). [1; 92 - 95]
Занимаясь изучением данного вопроса, я определила для себя следующее направление в работе: обогатить знания и представления детей о детстве родителей, истоках семьи.
Для реализации данного направления я использовала следующие формы работы :
1) Составление картотеки пословиц и поговорок о семье («Книга народной мудрости»);
2) Создание «Семейного альбома»;
3) Составление родословного древа.
Цель данного направления: формировать знания и представления у детей об истоках семьи, посредством изучения детства родителей.
Раскрою подробнее каждую форму работы.
Целостность данного процесса определяется выбором содержания, форм, методов и приемов работы, а так же заинтересованностью самих родителей и их взаимодействием в этом процессе.
В процесс совместной деятельности происходит усиление позиции ребенка к родителям, она связана с растущим интересом к их культуре, труду, традиций своей семьи.
Более четкие представления о родственные связях дети получили при составлении картотеки пословиц и поговорок о семье, которые были названы «Книга народной мудрости». Дети вместе с родителями отбирали наиболее понравившиеся пословицы и поговорки, оформляли в собственноручно изготовленную книгу, дополняя ее иллюстрациями. В качестве примера, можно привести следующие поговорки и пословицы: «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», «Добрая кума прибавит ума», и т. д.
Данная работа позволила детям проникнуть в глубины фольклорного искусства, пополнить свой словарный запас. Родители объясняли детям те пословицы и поговорки, которые были ими не понятны.
В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации мы нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети 4-5 лет могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи.
В связи с этим, большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» - это своеобразный рассказ детей и их родителей о самом главном : о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.
Приведем примеры рассказов из «Семейного альбома» :
«Когда я была маленькой, мы жили уже здесь в Тольятти, в старом городе. У нас была двухкомнатная квартира. Я помню, как папа мне сделал качель и повесил ее в дверном проеме. Я очень любила кататься на ней. Я раскачивалась посильнее, стараясь достать до папиной спины, потому что он сидел передо мной за столом и постоянно что-то писал. Я тогда не знала, что он пишет и, лишь, потом мама мне сказала, что он работал». (Мама Ивана М.)
«В нашей семье есть традиция – каждое 1 мая мы отмечаем на даче с шашлыками. Костер… Гитара… Мы обязательно берем с собой мяч и играем в волейбол или футбол. У нас большая семья, поэтому мы разбиваемся на 2 команды – женщины и мужчины». (Папа Кости Г.)
Для нашего исследования огромное значение имели рассказы детей о своих родителях. Предварительно мы специально просили родителей рассказать своим детям какую-либо историю из своего детства. Приведем пример такого рассказа:
«У моего папы любимой игрушкой был танк, который заводился при помощи ключика. Папа часто играл с ним. Однажды уронил ключик в унитаз. Танк больше не ездил. Он плакала, плакала, а потом папа – мой дедушка, достал ему его. Но танк все равно не ездил». (Артем Д.)
Для лучшего усвоения понятия о родственных связях, понимание, какое место дети занимают в семье, родителям и детям была предложена работа по составлению родословного древа.
Особо порадовали работы семей Виктории Б, Кирилла Е., Артема Д., Ивана С.
Родословные были представлены в виде дерева. Кроме этого, были приложены основные сведения о многих членах рода, рассказы о его достоинствах и достижениях. Родители постарались отразить биографические данные: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения и смерти. Существенным дополнением родословной служили также фотографии предков.
Таким образом, важно сказать, что, участвуя в этих мероприятиях, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих истоках. А, узнав - научились любить и уважать историю своей семьи.
Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото архив, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, генеалогическое древо семьи.
Проведенная работа помогла сделать вывод о том, что именно совместная работа родителей и детей помогает формировать эмоционально-оценочное отношение у вторых к своей семье, ее истоках, к детству родителей, воспитывать в них чувство гордости за свой род.
Литература:
1. «Развитие семейных ценностей посредством музея семьи», науч. -практическая конф. (2006; Тольятти). Научно-практическая конференция «Развитие семейных ценностей посредством музея семьи», 27 апр. 2006 г. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 220 с.