Анна Труфанова
Педагогические инновации в организации работы системы дополнительного образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Авторы: Труфанова Анна Дмитриевна, инструктор по физической культуре
Трифонова Арина Владимировна, инструктор-методист по плаванию
ГБДОУ детский сад 123 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга
Аннотация: статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Педагогические инновации в организации работы системы дополнительного образования в детском саду» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогические инновации, дополнительное образование, детский сад, дошкольник.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях и система дополнительного образования – не исключение.
Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. Внедрение инноваций является важнейшим условием совершенствования и реформирования системы дополнительного образования.
Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе дошкольной образовательной организации существует и ряд серьезных проблем.
Одной из главных проблем является перезагрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. На практике данную проблему решает медицинский персонал детского сада, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста, или педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.
Что может сделать педагог дополнительного образования?
В своей работе педагог дополнительного образования может использовать новые здоровьесберегающие технологии с целью профилактики переутомления. Например, биоэнергопластика – новая методика артикуляционной гимнастик, проводится одновременно с движениями кисти руки (правой или левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ. Использование мелких упражнений в работе с детьми развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Данная методика помогает в устранении и формировании у детей определённых умений и упражнений, направленных на преодоление трудностей при постановке звуков.
Всесторонне развивать детей помогает следующий метод работы – интегрирование. Например, занятия по изобразительной деятельности можно интегрировать с лепкой, музыкой, литературой, вязанием, плетением из бисера, скрапбукингом, батиком и прочее.
Примеры интегрирования:
– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети с педагогом разрабатывают и составляют афиши, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежды и т. п.);
– художественно-эстетическое и национальное образование (разрабатывают эскизы национальных орнаментов, затем выкладывают их шерстью, бисером, через эту работу познают культуру народов мира);
– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание (прослушивание отрывков из рассказов разных писателей, стихотворений или песен и рисование рисунков на услышанное);
– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование (создание эскиза макета города, машин, самолетов и т. д., выполнение макета из бумаги, бросового материала, природного материала, рисование рисунков экологического содержания);
– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность.
Инновационные технологии предполагают использование цифровых ресурсов. Но и применение компьютерных технологий на занятиях обязательно должно сопровождаться выполнением санитарно-эпидемиологических правил СП для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия проходят в оборудованном кабинете с индивидуальными столами, с подставками для ног, стульями с регулируемой высотой спинки и ножек, с кондиционером, более 15 минут, 2 раза в неделю. Это позволяет организовать занятие правильно и качественно.
Мультимедийные презентации позволяют сделать любое занятие эмоционально окрашенным, интересным. Такие презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что в процессе использования способствует повышенной результативности занятия.
Применение в работе педагога дополнительного образования виртуальных экскурсий – также инновационная форма работы.
Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно коммуникационной компетентности.
Помимо этого, в последнее время также активно внедряется новая технология «виртуального участия ребенка в детском саду». Цель данной технологии – виртуальное участие ребенка в детском саду в первой, во второй половине дня с использованием самых разнообразных форм, приемов и методов работы. Ребенок, находящийся по какой-либо причине дома, не имеющий возможность посещать детский сад, имеет возможность виртуально общаться с педагогами и сверстниками, участвовать в разных видах деятельности. Такое общение осуществляется через электронные ресурсы – Zoom, WhatsApp, Viber и прочее.
Нельзя не уделить внимание конструкторам LEGO. «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент.
Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу. И третий этап сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.
Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсорным, то есть создается атмосфера для работы в коллективе. Существует множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол. Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей – главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.
Современный образовательный процесс не представляется возможным без использования цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и невозможным в условиях цифровизации, приобретает смысл. Но задача педагогов остается неизменной – применяя новое или старое воспитать всесторонне развитую личность умеющую строить коммуникации, способную доводить начатое до конца, принимающую самостоятельные решения.