Получи документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

наталья Старокольцева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать +Заказ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ!

Дошкольное детство представляет собой важнейший период в формировании самодостаточной личности человека, в котором закладываются нравственные основы гражданских качеств, зарождаются первые представления ребенка об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни: дети переживает то, что с ними происходит и то, что они сами делают, какие поступки совершают, они определенным образом относятся к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему их миру представляют собой сферу чувств и эмоций дошкольников. Концепцией патриотического воспитания РФ предусматривается реализация следующих задач:

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах

1. Утверждение в обществе, в сознании и чувствах человека социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому государства, к его традициям, рост авторитета государственной, в частности, военной, службы;

2. Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения населения страны в решение социальноэкономических, культурных, правовых, экологических и других вопросов;

3. Воспитание населения в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам личной и общественной жизни, формирование условий для обеспечения полной реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

4. Привитие населению страны чувства гордости, уважения и почитания символов РФ – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторического и культурного наследия;

5. Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у населения потребности служения Родине, ее защиты с точки зрения выполнения своего духовного и морального долга;

6. Формирование условий, усиливающих патриотическую направленность средств массовой информации, при освещении ими событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотическим настроениям, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, которые основаны на культе насилия, искажению и фальсификации исторических сведений;

7. Утверждение расовой, национальной, религиозной терпимости, формирование дружеских отношений между народами.

Так как в дошкольном возрасте все вышеперечисленные задачи решить невозможно по причине возрастных особенностей детей, осуществляется только начальное освоение патриотических чувств посредством освоения элементарных понятий, создающих целостную картину информации о России. Такие патриотические представления, как родная семья, город, окружающая природа, страна, ее культура являются основой подбора содержания патриотического воспитания дошкольников.

Базовая задача для формирования любви к Родине в дошкольном периоде - это глубокая и основательная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников.

Исследователь Е. В. Бердник классифицирует следующие принципы патриотического воспитания дошкольников :

- принцип личностно-ориентированного общения,

– индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика личности.

В процессе обучения дети активно исследуют окружающий мир вместе с воспитателем, а не просто пассивным образом перенимают опыт своего наставника;

Принцип тематического планирования материала заключается в подаче изучаемого материала по следующим тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

Принцип наглядности заключается в наглядном представлении изучаемого материала: использование иллюстраций, пейзажных фотографий, памятных мест, достопримечательностей и т. д. Принцип последовательности заключается в планировании изучаемого познавательного материала поэтапным образом (от простого к сложному, данный принцип применяется для того, чтобы дети усваивали знания поступательно, в соответствии с определенной системой.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен вызывать интерес, должен быть увлекательным для детей, этот принцип вызывает желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к получению необходимого результата.

Чувство патриотизма – это многогранное понятие по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение работать на благо Отечества, беречь и приумножать богатства Родины, спектр эстетических чувств и т. д.

Все эти качества формируются в дошкольном детстве. Г. А. Ефремова в своей статье формулирует следующую цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, которые обладают позитивными ценностями и качествами, способны проявить их в созидательном процессе в интересах государства, его укрепления, обеспечения его устойчивого социально-экономического развития.

Мир дошкольника начинается с его семьи, впервые он себя осознает и идентифицирует как член семейного сообщества. В рамках образовательного процесса ребенок получают знания о своем самом близком окружении, семье, у детей формируются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления ребенка об истории его семьи, именах близких людей, семейных праздниках и традициях.

Дети также получают патриотические представления о родном городе (районе, селе, об истории его возникновения, его памятных местах, промышленных объектах, видах транспорта, городских учреждениях и организациях, известных земляках.

В процессе образовательной деятельности по теме «Родная страна» дети получают знания о символах государства: гербе, флаге, гимне, знакомятся со столицей России, ее достопримечательными местами и памятниками.

Любовь к родной природе является одним из появлений патриотизма. У детей формируется умение на этическом уровне воспринимать красоту окружающего мира, понимать природу через поэтические, эмоциональные чувства, относиться к ней бережно.

Также очень важным считается развитие у детей чувства любви и уважения к культурному достоянию и традициям русского народа.

В содержание патриотического воспитания дошкольников входит следующее :

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, фольклору, народной музыке, инструментам и исконно русским играм;

- знакомство с собственной семьёй, ее историей, членами семьи, родственниками, предками, генеалогическим деревом, семейными традициями; с детским садом и его воспитанниками, педагогами и воспитателями, играми, игрушками, традициями дошкольного учреждения; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, известными земляками, жившими в прошлые времена или в настоящее время, с местными достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием местных городских или сельских объектов в разные времена года, организация сезонного сельскохозяйственного труда в природе: посев семян цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности дошкольников, в которой дети проявляют сочувствие, заботу о других людях, растениях, животных в разные времена года, в связи с приспособлением к изменившимся жизненным условиям или при необходимости.

Дошкольное учреждение играет большую роль в становлении личности ребенка, но патриотическое воспитание дошкольников начинается, в первую очередь, с отношения к членам семьи, близким и знакомым, то есть с того, что вызывает наиболее сильный эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания дошкольников во многом зависит и от родителей, от семейной атмосферы, и от сложившегося социально- психологического климата в детском саду.

Воспитатели знакомят дошкольников с государственными символами, включают гимн, организуют экскурсии к местным достопримечательностям и памятным местам, устраивают выставки фотографий, картин местной природы и культурных достояний. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке чувство любви к родной земле, с первых шагов сформировать у детей черты характера, которые будут способствовать становлению его как человека и гражданина. Необходимо прививать у детей чувство любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения государства, уважения к армии, гордости за мужество воинов; развивать интерес к доступным для детей явлениям общественной жизни.

На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, осуществляя руководство процессом образовательной деятельности, педагоги и воспитатели могут оказывать влияние на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, а также корректировать и расширять его знания, формировать у детей правильного отношения к обществу, другим людям, труду, своим непосредственным обязанностям. Каждый вид детской деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания : на занятиях предлагать детям задачи, которые связаны с их умственным развитием, в игре – прививать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – формировать чувство уважения к людям, трудолюбие и бережливость, так же развивать в детях организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотической тематики, воспитатели одновременно учат и воспитывают дошкольников. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами, поют песни военного времени.

Образовательное учреждение предоставляет дошкольникам возможность для накопления опыта, приобретаемого ими самостоятельным образом, наиболее успешно это реализуется с помощью проектного метода.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они находятся, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, трудовая деятельность, праздники, отмечаемые всей страной или относящиеся к истории и традициям детского сада.

Объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине». Таким образом, можно сформулировать ряд выводов:

Содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя приобщение ребенка к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с членами своей семьи, ее историей, предками, генеалогическим деревом, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием природных объектов в разные времена года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности дошкольников. Принципы патриотического воспитания, которые характерны для детей дошкольного возраста : принцип личностно-ориентированного общения, тематического планирования материала, наглядности, последовательности, занимательности. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они существуют, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С раннего возраста человек начинает идентифицировать себя как часть своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо формировать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности за свою страну, показать им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Основные педагогические условия патриотического воспитания дошкольников :

1. Содержание патриотического воспитания должно базироваться на механизме нравственного воспитания (на основании принципа единства знаний и представлений, мотивов, чувств и взаимоотношений);

2. Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, которое должно способствовать формированию начальных основ формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;

3. Средствами формирования основ патриотизма выступают такие методы и способы как: общение, художественная литература, народное творчество, игра и др.

Патриотизм как деятельность обладает интегрированным характером. Учитывая это в педагогической деятельности, необходимо сочетать такие виды педагогической деятельности с детьми, как ознакомление их с явлениями общественной жизни и народоведением; знакомство с различными видами искусства и изобразительной деятельностью; организация практической деятельности дошкольников – трудовая, наблюдательная, игровая деятельность; празднование национальных и государственных праздников.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются следующие : формирование представлений о семье – семья, род и родословная; знакомство с основными явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; знакомство с традициями и культурой своего народа; получение знаний о родном крае. Наиболее благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, в данный возрастной период особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям. Воспитатели, при планировании и организации работы с дошкольниками, используют различные формы работы: занятия по патриотическому воспитанию и народоведению; также это могут быть комбинированные, комплексные занятия (например, «Народоведение + рисование», «Ребенок в окружающей среде + лепка» и др.); чтение и обсуждение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд, стихов, беседы; экскурсии, игры и упражнения; викторины; инсценировки; обсуждения и разучивание пословиц и поговорок и т. д. Педагоги понимают, что патриотическое воспитание предполагает также ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, ее красотой и разнообразием. Это происходит во время занятий, бесед, наблюдений, рассмотрения и обсуждения иллюстраций, при просмотре слайдов, видеофильмов, чтении художественных произведений.

Еще одним важным направлением патриотического воспитания является приобщение детей к народоведению – изучению культуры, обычаев своего народа посредством ознакомления с характерными признаками быта (жилья, одежды, предметов быта, народной игрушки, народных ремесел (плетение, гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.). Народоведение формирует у детей дошкольного возраста нравственные, патриотические, эстетические, творческие задатки. Нельзя недооценивать воспитательную силу народной сказки, песни, игрушки, являющихся важнейшими средствами развития личностных качеств детей, как представителей нашего будущего. В процессе ознакомления с национальными традициями и народными обычаями, эмоциональный опыт дошкольников обогащается новыми впечатлениями, расширяется их кругозор, формируются знания об окружающей среде, в том числе о членах семьи и своей Родине.

В работе с детьми наиболее действенным и эффективным является деятельностный подход. Совместная деятельность детей и педагогов, родителей, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в процессе которого педагог не только знакомит детей с образцами духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и формирует их в ходе совместной с детьми деятельности. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместное познание законов и норм жизни, что можно считать неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности дошкольника.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются : формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок проживает, чувства сопричастности к семье и родному краю; бережного отношения к природе и другим людям, которое проявляется в делах и поступках ребенка; интереса к традициям семьи, города, страны и желания их придерживаться; уважения к защитникам государства; пробуждение интереса к народной культуре, развитие духовной связи с родным народом; воспитание высоких человеческих личностных качеств, которые составляют основу периода раннего детства; формирование в ребенке духовности; развитие способности замечать состояние и изменения в окружающей среде и природе и адекватным образом реагировать на данный фактор, формирование потребности в выражении своих эмоций; выражение отношения к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края; совместная эмоционально-чувственная деятельность дошкольников и воспитателей, родителей; тесное взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников, работниками музеев, библиотек; формирование всех возможных педагогических условий для воспитания чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Задачами формирования представлений о малой Родине являются следующие:

- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

- Получение представлений о своем городе – запоминание названия родного города, знакомство с его особенностями (местами отдыха и работы близких людей, основными местными достопримечательностями и памятными местами).

- Получение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города – магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил и норм поведения в общественных учреждениях и заведениях города.

Начиная с пятого года жизни педагог реализует задачи по ознакомлению детей с их малой Родиной, достопримечательностями того места, где они живут: небольшими музеями, красивыми зданиями, памятниками (известным личностям, литературным героям, животным и т. п.) и др. ; обсуждает с детьми, какие праздники празднуются в различные времена года; объясняет, как к ним нужно готовиться, какие традиции существуют. На шестом году жизни продолжает решаться задача по формированию представлений дошкольников о малой Родине и Отечестве. Работа педагога становится обширнее: воспитатель знакомит детей с историческим прошлым Родины: представляет в разных формах ряд наиболее ярких и важных событий из ее истории, которые могут заинтересовать детей, запомниться, обсуждает с детьми наиболее важные общественные события, про которые постоянно ведется обсуждение (к примеру, празднование юбилейной исторической даты, проведение спортивных соревнований, день города и т. п.). При этом воспитатель организует деятельность детей таким образом, чтобы дать им почувствовать сопричастность детей к происходящим событиям (организация соревнований, выставок рисунков, конкурсов чтецов, парадов или карнавалов — в зависимости от содержания и характера события. Таким образом, проведя анализ нормативных документов и программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что процесс формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста непосредственно связан с формированием представлений о населенном пункте, в котором родился и живет ребенок, знакомством с достопримечательностями родного края, традициями и праздниками малой Родины, а также связан с развитием чувства гордости и уважения к родному краю, малой родине.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 21:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем наталья Старокольцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД