наталья Старокольцева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать +Заказ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ!
Дошкольное детство представляет собой важнейший период в формировании самодостаточной личности человека, в котором закладываются нравственные основы гражданских качеств, зарождаются первые представления ребенка об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни: дети переживает то, что с ними происходит и то, что они сами делают, какие поступки совершают, они определенным образом относятся к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему их миру представляют собой сферу чувств и эмоций дошкольников. Концепцией патриотического воспитания РФ предусматривается реализация следующих задач:
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
1. Утверждение в обществе, в сознании и чувствах человека социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому государства, к его традициям, рост авторитета государственной, в частности, военной, службы;
2. Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения населения страны в решение социальноэкономических, культурных, правовых, экологических и других вопросов;
3. Воспитание населения в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам личной и общественной жизни, формирование условий для обеспечения полной реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
4. Привитие населению страны чувства гордости, уважения и почитания символов РФ – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторического и культурного наследия;
5. Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у населения потребности служения Родине, ее защиты с точки зрения выполнения своего духовного и морального долга;
6. Формирование условий, усиливающих патриотическую направленность средств массовой информации, при освещении ими событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотическим настроениям, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, которые основаны на культе насилия, искажению и фальсификации исторических сведений;
7. Утверждение расовой, национальной, религиозной терпимости, формирование дружеских отношений между народами.
Так как в дошкольном возрасте все вышеперечисленные задачи решить невозможно по причине возрастных особенностей детей, осуществляется только начальное освоение патриотических чувств посредством освоения элементарных понятий, создающих целостную картину информации о России. Такие патриотические представления, как родная семья, город, окружающая природа, страна, ее культура являются основой подбора содержания патриотического воспитания дошкольников.
Базовая задача для формирования любви к Родине в дошкольном периоде - это глубокая и основательная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников.
Исследователь Е. В. Бердник классифицирует следующие принципы патриотического воспитания дошкольников :
- принцип личностно-ориентированного общения,
– индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика личности.
В процессе обучения дети активно исследуют окружающий мир вместе с воспитателем, а не просто пассивным образом перенимают опыт своего наставника;
Принцип тематического планирования материала заключается в подаче изучаемого материала по следующим тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
Принцип наглядности заключается в наглядном представлении изучаемого материала: использование иллюстраций, пейзажных фотографий, памятных мест, достопримечательностей и т. д. Принцип последовательности заключается в планировании изучаемого познавательного материала поэтапным образом (от простого к сложному, данный принцип применяется для того, чтобы дети усваивали знания поступательно, в соответствии с определенной системой.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен вызывать интерес, должен быть увлекательным для детей, этот принцип вызывает желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к получению необходимого результата.
Чувство патриотизма – это многогранное понятие по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение работать на благо Отечества, беречь и приумножать богатства Родины, спектр эстетических чувств и т. д.
Все эти качества формируются в дошкольном детстве. Г. А. Ефремова в своей статье формулирует следующую цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, которые обладают позитивными ценностями и качествами, способны проявить их в созидательном процессе в интересах государства, его укрепления, обеспечения его устойчивого социально-экономического развития.
Мир дошкольника начинается с его семьи, впервые он себя осознает и идентифицирует как член семейного сообщества. В рамках образовательного процесса ребенок получают знания о своем самом близком окружении, семье, у детей формируются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления ребенка об истории его семьи, именах близких людей, семейных праздниках и традициях.
Дети также получают патриотические представления о родном городе (районе, селе, об истории его возникновения, его памятных местах, промышленных объектах, видах транспорта, городских учреждениях и организациях, известных земляках.
В процессе образовательной деятельности по теме «Родная страна» дети получают знания о символах государства: гербе, флаге, гимне, знакомятся со столицей России, ее достопримечательными местами и памятниками.
Любовь к родной природе является одним из появлений патриотизма. У детей формируется умение на этическом уровне воспринимать красоту окружающего мира, понимать природу через поэтические, эмоциональные чувства, относиться к ней бережно.
Также очень важным считается развитие у детей чувства любви и уважения к культурному достоянию и традициям русского народа.
В содержание патриотического воспитания дошкольников входит следующее :
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, фольклору, народной музыке, инструментам и исконно русским играм;
- знакомство с собственной семьёй, ее историей, членами семьи, родственниками, предками, генеалогическим деревом, семейными традициями; с детским садом и его воспитанниками, педагогами и воспитателями, играми, игрушками, традициями дошкольного учреждения; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, известными земляками, жившими в прошлые времена или в настоящее время, с местными достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием местных городских или сельских объектов в разные времена года, организация сезонного сельскохозяйственного труда в природе: посев семян цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности дошкольников, в которой дети проявляют сочувствие, заботу о других людях, растениях, животных в разные времена года, в связи с приспособлением к изменившимся жизненным условиям или при необходимости.
Дошкольное учреждение играет большую роль в становлении личности ребенка, но патриотическое воспитание дошкольников начинается, в первую очередь, с отношения к членам семьи, близким и знакомым, то есть с того, что вызывает наиболее сильный эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания дошкольников во многом зависит и от родителей, от семейной атмосферы, и от сложившегося социально- психологического климата в детском саду.
Воспитатели знакомят дошкольников с государственными символами, включают гимн, организуют экскурсии к местным достопримечательностям и памятным местам, устраивают выставки фотографий, картин местной природы и культурных достояний. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке чувство любви к родной земле, с первых шагов сформировать у детей черты характера, которые будут способствовать становлению его как человека и гражданина. Необходимо прививать у детей чувство любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения государства, уважения к армии, гордости за мужество воинов; развивать интерес к доступным для детей явлениям общественной жизни.
На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, осуществляя руководство процессом образовательной деятельности, педагоги и воспитатели могут оказывать влияние на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, а также корректировать и расширять его знания, формировать у детей правильного отношения к обществу, другим людям, труду, своим непосредственным обязанностям. Каждый вид детской деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания : на занятиях предлагать детям задачи, которые связаны с их умственным развитием, в игре – прививать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – формировать чувство уважения к людям, трудолюбие и бережливость, так же развивать в детях организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотической тематики, воспитатели одновременно учат и воспитывают дошкольников. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами, поют песни военного времени.
Образовательное учреждение предоставляет дошкольникам возможность для накопления опыта, приобретаемого ими самостоятельным образом, наиболее успешно это реализуется с помощью проектного метода.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они находятся, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, трудовая деятельность, праздники, отмечаемые всей страной или относящиеся к истории и традициям детского сада.
Объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине». Таким образом, можно сформулировать ряд выводов:
Содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя приобщение ребенка к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с членами своей семьи, ее историей, предками, генеалогическим деревом, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием природных объектов в разные времена года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности дошкольников. Принципы патриотического воспитания, которые характерны для детей дошкольного возраста : принцип личностно-ориентированного общения, тематического планирования материала, наглядности, последовательности, занимательности. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они существуют, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С раннего возраста человек начинает идентифицировать себя как часть своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо формировать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности за свою страну, показать им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Основные педагогические условия патриотического воспитания дошкольников :
1. Содержание патриотического воспитания должно базироваться на механизме нравственного воспитания (на основании принципа единства знаний и представлений, мотивов, чувств и взаимоотношений);
2. Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, которое должно способствовать формированию начальных основ формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;
3. Средствами формирования основ патриотизма выступают такие методы и способы как: общение, художественная литература, народное творчество, игра и др.
Патриотизм как деятельность обладает интегрированным характером. Учитывая это в педагогической деятельности, необходимо сочетать такие виды педагогической деятельности с детьми, как ознакомление их с явлениями общественной жизни и народоведением; знакомство с различными видами искусства и изобразительной деятельностью; организация практической деятельности дошкольников – трудовая, наблюдательная, игровая деятельность; празднование национальных и государственных праздников.
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются следующие : формирование представлений о семье – семья, род и родословная; знакомство с основными явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; знакомство с традициями и культурой своего народа; получение знаний о родном крае. Наиболее благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, в данный возрастной период особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям. Воспитатели, при планировании и организации работы с дошкольниками, используют различные формы работы: занятия по патриотическому воспитанию и народоведению; также это могут быть комбинированные, комплексные занятия (например, «Народоведение + рисование», «Ребенок в окружающей среде + лепка» и др.); чтение и обсуждение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд, стихов, беседы; экскурсии, игры и упражнения; викторины; инсценировки; обсуждения и разучивание пословиц и поговорок и т. д. Педагоги понимают, что патриотическое воспитание предполагает также ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, ее красотой и разнообразием. Это происходит во время занятий, бесед, наблюдений, рассмотрения и обсуждения иллюстраций, при просмотре слайдов, видеофильмов, чтении художественных произведений.
Еще одним важным направлением патриотического воспитания является приобщение детей к народоведению – изучению культуры, обычаев своего народа посредством ознакомления с характерными признаками быта (жилья, одежды, предметов быта, народной игрушки, народных ремесел (плетение, гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.). Народоведение формирует у детей дошкольного возраста нравственные, патриотические, эстетические, творческие задатки. Нельзя недооценивать воспитательную силу народной сказки, песни, игрушки, являющихся важнейшими средствами развития личностных качеств детей, как представителей нашего будущего. В процессе ознакомления с национальными традициями и народными обычаями, эмоциональный опыт дошкольников обогащается новыми впечатлениями, расширяется их кругозор, формируются знания об окружающей среде, в том числе о членах семьи и своей Родине.
В работе с детьми наиболее действенным и эффективным является деятельностный подход. Совместная деятельность детей и педагогов, родителей, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в процессе которого педагог не только знакомит детей с образцами духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и формирует их в ходе совместной с детьми деятельности. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместное познание законов и норм жизни, что можно считать неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности дошкольника.
Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются : формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок проживает, чувства сопричастности к семье и родному краю; бережного отношения к природе и другим людям, которое проявляется в делах и поступках ребенка; интереса к традициям семьи, города, страны и желания их придерживаться; уважения к защитникам государства; пробуждение интереса к народной культуре, развитие духовной связи с родным народом; воспитание высоких человеческих личностных качеств, которые составляют основу периода раннего детства; формирование в ребенке духовности; развитие способности замечать состояние и изменения в окружающей среде и природе и адекватным образом реагировать на данный фактор, формирование потребности в выражении своих эмоций; выражение отношения к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края; совместная эмоционально-чувственная деятельность дошкольников и воспитателей, родителей; тесное взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников, работниками музеев, библиотек; формирование всех возможных педагогических условий для воспитания чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Задачами формирования представлений о малой Родине являются следующие:
- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
- Получение представлений о своем городе – запоминание названия родного города, знакомство с его особенностями (местами отдыха и работы близких людей, основными местными достопримечательностями и памятными местами).
- Получение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города – магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил и норм поведения в общественных учреждениях и заведениях города.
Начиная с пятого года жизни педагог реализует задачи по ознакомлению детей с их малой Родиной, достопримечательностями того места, где они живут: небольшими музеями, красивыми зданиями, памятниками (известным личностям, литературным героям, животным и т. п.) и др. ; обсуждает с детьми, какие праздники празднуются в различные времена года; объясняет, как к ним нужно готовиться, какие традиции существуют. На шестом году жизни продолжает решаться задача по формированию представлений дошкольников о малой Родине и Отечестве. Работа педагога становится обширнее: воспитатель знакомит детей с историческим прошлым Родины: представляет в разных формах ряд наиболее ярких и важных событий из ее истории, которые могут заинтересовать детей, запомниться, обсуждает с детьми наиболее важные общественные события, про которые постоянно ведется обсуждение (к примеру, празднование юбилейной исторической даты, проведение спортивных соревнований, день города и т. п.). При этом воспитатель организует деятельность детей таким образом, чтобы дать им почувствовать сопричастность детей к происходящим событиям (организация соревнований, выставок рисунков, конкурсов чтецов, парадов или карнавалов — в зависимости от содержания и характера события. Таким образом, проведя анализ нормативных документов и программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что процесс формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста непосредственно связан с формированием представлений о населенном пункте, в котором родился и живет ребенок, знакомством с достопримечательностями родного края, традициями и праздниками малой Родины, а также связан с развитием чувства гордости и уважения к родному краю, малой родине.