Марина Матвеева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать и в воспитании патриотизма.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. (1) В период дошкольного возраста дети способны руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его будущее развитие.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Поэтому задачами педагогов являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- расширение представлений о родном городе (селе);
- знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны:
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, труде, быту.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности окружающему, развитие таки качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста :
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: история семьи, названия членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом (селом) : его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами (селянами) прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям, помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:
- охрана и укрепление здоровья ребенка;
- формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
- развитие любознательности;
-формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
- развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
- формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:
- разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом;
- в занятие включены разные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
- основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды непосредственно-образовательной деятельности, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (формирование элементарных математических представлений, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).
Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и семье;
- тесное сотрудничество с членами семьи;
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей.
При работе патриотическому воспитанию педагоги могут использовать методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Интегрированный метод обучения является в дошкольной педагогике инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он состоит в том, что серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях по познавательному развитию знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях по развитию речи– с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, на занятиях по художественно-эстетическому развитию - с передачей этих образов в декоративно-прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.
Использование интегрированного метода довольно многообразно:
- полная интеграция (интеграция всех образовательных областей
- частична интеграция
- интеграция в едином проекте, в основе которого лежит проблема.
Проектный метод деятельности в дошкольном учреждении :
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов : форма организации образовательного пространства, метод развития творческого познавательного мышления.
Проекты классифицируются :
- по составу участников
- целевой установке
- тематике
- срокам реализации.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды проектов :
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, создание витражей и др.).
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и др.).
5. Комплексные
6. Межгрупповые/групповые/индивидуальные
Темы проектов : «Любимые игрушки», «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «Мои друзья», «Мир природы», «У нас нескучно в саду», «Сказки о любви», «Я моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» и др.
Основные этапы метода проектов :
1. Целеполагание.
2. Разработка проекта
3. Выполнение проекта
4. Подведение итогов.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, что связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются познавательные, коммуникативные и регуляторные способности детей. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умения фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Также дошкольники приобретают необходимые социальные навыки, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей – она становиться более разнообразной, более сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Таким образом, применение метода проектирование в нравственно-патриотическом воспитании детей в дошкольном учреждении актуально и эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:
-являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
-это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
-проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.