Анастасия Власова
Особенности применения сказки в процессе реализации образовательных областей с детьми раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Особенности применения сказки в процессе реализации образовательных областей с детьми раннего возраста (2-3 лет)»
(из опыта работы).
В мире большое разнообразие сказок. Сказки, как русские народные, так и авторские имеют большое значение для воспитания и развития ребёнка. В них нашёл отражение весь накопленный многовековой опыт человечества. Являясь источником народной мудрости сказки, прежде всего русские народные знакомят детей с культурой, традициями родной страны, её природой, животным и растительным миром, расширяют кругозор, способствуют всестороннему развитию детей, их патриотическому воспитанию.
Публикация «Особенности применения сказки в процессе реализации образовательных областей с детьми раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах
Сказки условно можно разделить на три группы: волшебные; о животных; бытовые. Волшебные сказки сложны для маленьких детей 2-3 лет. В них развёрнутый непростой сюжет, большое количество персонажей, присутствуют волшебные предметы, происходят разнообразные чудеса. В бытовых сказках, как правило, имеют место непростые взаимоотношения между людьми, которые решают различные бытовые вопросы. Для детей раннего возраста наиболее доступными являются сказки о животных. Приём очеловечивания животных в этих сказках (умение разговаривать, наличие жилищ, хозяйства и т. п., с одной стороны, и присутствие звериных особенностей (повадки, походка, звукоподражание, особенности питания, с другой стороны, помогают ребёнку лучше понять того или иного персонажа, уловить смысл сказки, её основную мораль.
Сказка может по-разному раскрываться перед ребёнком в процессе реализации всех пяти образовательных областей, предусмотренных ФГОС. Рассмотрим особенности применения сказок о животных в данном аспекте.
Образовательная область «Познавательное развитие». Во время занятия по теме: «Дикие животные» дети в игровой форме знакомятся с миром природы. В этом помогают такие сказки, как «Теремок», «Колобок», «Козлятки и волк», «Лис и мышонок» В. Бианки. Домашние животные и птицы представлены в таких сказках, как «Репка», «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», авторские сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «Мяу?», С Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Формирование элементарных математических представлений может происходить с применением таких сказок, как «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» (привлечение внимания к предметам контрастных размеров; большой – маленький, круглый – квадратный, много – один).
Ознакомление с социальным миром мы наблюдаем в сказках «Колобок» (деревенский быт, «Маша и медведь», «Курочка Ряба». Таким образом, с помощью сказок дети познают окружающий мир, у них расширяется кругозор, происходит приобщение к русской культуре.
Образовательная область «Речевое развитие». Во время чтения сказок, рассматривания иллюстраций развивается речь детей. В сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?» у детей через звукоподражание персонажам-животным развивается звуковая культура речи.
Для развития связной речи мы побуждаем детей отвечать на простые вопросы по той или иной сказке: «Кто герои сказки?», «Что они делают?», а также более сложные вопросы: «Где живут бабка с дедкой?», «Какой герой (колобок, заяц, волк, медведь, лиса?» «Куда и почему покатился колобок?» и т. п. Поощряем стремление детей по собственной инициативе рассказывать об изображённом сказочном сюжете на картинке. Во время игр-инсценировок мы учим детей повторять несложные фразы, помогаем детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Очень интересны для детей показ разных театров, инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», детьми разучиваются диалоги персонажей, обогащается словарь.
В своей работе по сказкам мы используем различные виды театров: пальчиковый; настольный (деревянный или картонный); перчаточный; кукольный (куклы на руку Би-Ба-Бо).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Безопасное поведение в природе. С помощью сказки дети знакомятся с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не уходить без спроса из дома; не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не трогать неизвестные растения и пр.) «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь».
Уважение к труду взрослых. Нами поощряется интерес детей к деятельности взрослых. Мы обращаем внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия: бабушка трудилась – пекла колобок; все вместе тянули тяжёлую репку.
Семейные ценности (забота о близких, уважение к старшим, традиции русского народа) транслируются в таких сказках, как «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Сказочная тематика прослеживается в изобразительной деятельности. На занятиях по рисованию дети закрашивают красками изображение репки; заштриховывают норку мышонка, пряча его от лисы; конструируют кроватки для трёх медведей из мелкого строительного материала; лепят из пластилина Колобок, зёрнышки для курочки Рябы. Тем самым у детей развивается память, воображение, творческие способности, мелкая моторика. Происходит закрепление основных цветов, название деталей строительного материала, развиваются навыки работы с пластилином.
Музыкальное развитие происходит в разных видах деятельности детей: прослушивание песни козы из музыкальной сказки «Мама», музыкально-ритмические движения к музыкальной композиции «Колобок». Дети с удовольствием слушают песенки, подпевая их. Как фон музыка присутствует при показе театров по сказкам, их инсценировках. У детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, певческие умения.
Образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие происходит через разнообразные игры: игры-упражнения, малоподвижные игры, подвижные игры. Их можно обыграть, с применением сказки. Например, игра-упражнение «Пройди не упади». Детки идут по верёвочке, лежащей на полу, как по дорожке, по которой покатился колобок (развитие равновесия, тренировка вестибулярного аппарата). В малоподвижной игре, дети водят хоровод по сказке «Репка», радуясь, что все вместе вытянули большую и тяжёлую репку (учатся ходить по кругу, взявшись за руки). Убегают от злого волка из сказки «Козлятки и волк» (развитие двигательной активности, ориентировка в пространстве).
Таким образом, в процессе реализации образовательных областей с детьми раннего возраста (2-3 лет) в своей работе мы стараемся применять сказочную тематику. Использование сказок позволяет разнообразить воспитательно-образовательную работу с детьми, сделать её более эффективной, насыщенной и интересной.
На фото: пальчиковый театр по сказке «Курочка Ряба».