Галина Волкова
Организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Волкова Г. А.
ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A PRE SCHOOL INSTITUTION.
Volkova G.A.
Аннотация. В данной статье представлена организация работы МБДОУ по коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи.
Annotation. Тhis article presents the organization of the work of MBDOU on correctional and pedagogical assistance to children with general speech underdevelopment.
Публикация «Организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Ключевые слова. Коррекционно-педагогическая помощь; дети с общим недоразвитием речи; реализация индивидуальной программы или маршрута.
Keywords. Correctional and pedagogical assistance; children with general speech underdevelopment; implementation of an individual program or route.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей. К воспитанию таких детей нужен особый подход. К ним относятся:
1. Дети с нарушением слуха (слухового аппарата).
2. Дети с ОНР (общее недоразвитие речи).
3. Дети у которых наблюдается патология опорно – двигательного аппарата.
4. Дети с проблемами психического развития, умственного развития.
5. Дети с нарушениями общения, ежедневными расстройствами.
Для полноценной работы по воспитанию таких детей необходимо создание комплексного подхода, системы психолого – педагогических условий, которые содействуют в воспитании и адаптации, а также личностному росту в социальном мире. [3]
Прежде всего необходимо выявить особые потребности детей с ОВЗ. Нужно осуществить медико – психологическую и педагогическую помощь. Для детей с ограниченными возможностями, посещающие детский сад целесообразно разработать алгоритм действий. В первую очередь осуществляется встреча с семьей, из которой выясняется информация о развитии ребенка, о его возможностях здоровья. Затем заключается договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями). После этого разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка, исходя из заключения ПМПК (психолого-медико- педагогическая комиссия). Воспитателями создаются условия в РППС (развивающая предметно – пространственная среда, составляется перспективный план работы с детьми. Проводится анализ освоения ребенком образовательной программы, а также промежуточная диагностика. Важно консультировать родителей, законных представителей об изменениях в поведении и развитии их ребенка.
У детей дошкольников усиленно развивается устная речь, поскольку в данный период укладывается предпосылки для письма. В настоящее время заметно увеличилось количество детей с нарушение речи, затрудняется выражение мыслей, это является результатом задержки развития лексической системы языка, так как появляются новые формы прямого общения. Все это очевидные факторы культурологической депривации [4].
МБДОУ «Детский сад №165» включает в себя 12 групп, 2 из которых компенсирующей направленности (логопедические). Главной целью работы групп с детьми ОНР является вовлечение детей с теми или иными проблемами в детский коллектив. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно среди сверстников.
Одно из направлений работы нашего детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе : развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Коррекционная работа с детьми по основным направлениям обучения в подготовительной группе элементов с пересказами ОНР, в течение второго года обучения:
1. Составление предложений по предметным картинкам.
2. Восстановление разного рода деформированных предложений, когда слова даны в перемешку.
3. Составление предложений по определенным картинкам с демонстрацией на фланелеграфе.
Важную роль в организации коррекционно-образовательного воздействия в условиях МБДОУ для детей с общим недоразвитием речи играет работа учителей-логопедов. Воспитатель во всем помогает учителю – логопеду, осуществляет наряду с ним целый комплекс задач:
1. Закрепление речевых навыков по заданию учителя – логопеда.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса.
3. Систематическое контролирование поставленных звуков логопедом.
Все занятия с детьми проводятся в специально оборудованном речевом уголке, который содержит различный материал для закрепления всех компонентов устной речи. Данные уголки постоянно пополняются и обновляются. Учителя - логопеды занимаются перед зеркалом, за столом, повторяя и закрепляя индивидуальные задания с ребенком. Это благоприятствует исключению грамматических и фонетических ошибок, которые допускаются детьми.
В работе над формированием речи наши учителя - логопеды советуют использовать индивидуальный подход, а именно: наглядность, доступность, сознательность. Работа логопедической группы предусматривает использование на первых этапах опоры на внешние действия, затем они переводятся во внутренний план. Что касается логопедическая работа, она представляется постепенной и проводится сразу над развитием всех сторон речи (лексико- грамматической, фонетико-фонематической). Чаще всего логопедические занятия проводятся в игровой форме, т. к. ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Работа по логопедии является одним из разделов коррекционного процесса по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с ОНР.
Перед педагогами стоит очень важная задача по социализации детей на уровне детского сaдa, является вовлечение их в детский коллектив.
Грамотные и опытные педагоги нашего детского сада стараются помочь каждому ребенку, с нaрушениями и без них, нaучиться жить, развиваться совместно со сверстниками. Своевременная грамотная помощь детям с нарушениями речи на уровне МБДОУ является важным связующим звеном в системе. Является важным фактором в развитии.
В нашем детском саду воспитатели стараются нaходить индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь это способствует к активной деятельности ребенка в жизни коллективa и общению со сверстникaми.
Специально уделяется внимание развитию умения у детей слушать, а также понимать речь, обращенную к ребенку. Учителя – логопеды закрепляют в речи детей лексико-грамматические конструкции, которые включают в себя существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным значением, а также глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 404 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М. : Школьная Пресса, 2003. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н. В. Бабкина. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
4. Баранов М. Т., Прудникова А. В. Русский язык для дошкольников. - М. : Просвещение, 2013. - 289 с.
5. Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.