Лариса Смурова
Из опыта работы «Обучение счету»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития детей. Занятия математикой развивают память, воображение, пространственные, временные представления, формируют терпение и усидчивость. Работая с разными материалами, используя сюжеты, развиваются познавательные способности, знания об окружающем. Математические способности можно развивать целенаправленно на специально организованных занятиях, а можно спонтанно, что является главным фактором успешного усвоения математических представлений. Педагог Е. И. Тихеева в своей книге «Счет в жизни маленьких детей» высказывалась против систематического обучения дошкольников. Она считает, что до 7 лет дети сами должны научиться считать в процессе повседневной жизни. В то же время она и против стихийности обучения. Необходимо найти золотую середину. Задача педагога - насытить предметно – развивающую среду дидактическими и развивающими играми для развития ребенка, например, «Найди отличия», «Волшебный мешочек», «Палочки Кюизенера», «Угостим мишек чаем», счетные палочки, картинки с разным количеством предметов, задачи в картинках. Необходимо иметь картотеку считалок, позже денежные знаки для сюжетно-ролевой игры «Магазин». На ранних стадиях обучения счету необходима наглядность. Ребенок должен видеть, ощущать предметы счета. Процесс счета двигательный, передвигая предметы, ребенок зрительно может видеть состав числа, видеть образование следующего числа. Необходимо с самого начала условиться, что считать следует слева направо правой рукой. В дальнейшем это не вызовет путаницы при вопросе «который по счету?». Важное значение для ребенка имеет использование в обучении счету нестандартного счетного материала. Это пуговицы, камушки, природный, строительный материал. Манипуляции с таким материалом воспринимаются как игра, доставляют ребенку большое удовольствие. Например, игра «В какой руке сколько?» знакомит детей с составом числа эффективнее, чем на занятии состав числа только из единиц. Знакомя детей с образование числа, составом числа, я сразу же предлагаю решить задачу. В задаче оговаривается условие, вопрос. Дети сразу должны понять, что вопрос «Сколько стало?» или «Сколько осталось?» означает сложение или вычитание, т. е., стало больше или стало меньше. В старшем возрасте обучение счету можно проводить и в режимных моментах. Например: «Сколько сегодня мальчиков, девочек? Кого больше, меньше?», «Сколько сухариков в супе?», «Кто оделся первый? второй?.», «Сосчитай ступеньки», «Сколько шагов до…», «Сколько лопаток нам понадобится?». На участке, в играх с песком, снегом, с мячом, подвижных играх можно формировать пространственные представления, считать окружающие предметы, закреплять порядковый счет и т. д. Разнообразных заданий очень много, главное, что они воспринимаются детьми как игра. Эту статью я посвятила обучению счету - это лишь одна грань математики – арифметика, но важность её неоспорима.