Жанна Кадрова
Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая индивидуальные особенности детей, посещающих коррекционные группы нашего учреждения, был сделан вывод, что предложенные в педагогической литературе приемы работы не всегда соответствуют потребностям детей. В связи с этим было принято решение о создании и реализации индивидуальной образовательной траектории с нетрадиционными инновационными методами развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, дающую максимальный результат. А. В. Хуторский и И. С. Якиманская, под индивидуальной образовательной траекторией понимают, прежде всего, персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника.
Публикация «Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Индивидуальная образовательная траектория выступает, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.
Индивидуальная образовательная траектория на ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на один учебный год с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Индивидуальные образовательные маршруты-это технология будущего, которая способствует самореализации дошкольников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Цель: разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья с включением части программ, формируемых участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы.
Структура индивидуальной образовательной траектории.
Она включает в себя семь блоков: информационный, диагностический, аналитический, коррекционный, промежуточный, вариативный, итоговый.
Все блоки индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны и имеют собственные задачи, в совокупности, позволяющие обеспечить необходимую ребёнку психолого-педагогическую поддержку.
В ходе планирования проекта по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья были внесены изменения. Включение в адаптированную основную образовательную программу ребенка с ограниченными возможностями дополнительного вариативного блока. Выбор этого блока повышает интерес ребенка к образовательной деятельности, а также развивает и раскрывает его потенциальные возможности.
В основе, лежат нетрадиционные методы обучения и развития, обеспечивающие в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение ребенка. Нетрадиционные методы для детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Одним из таких нетрадиционных методов является часть программы формируемой участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы «Умные движения».
Цель данной технологии: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза».
Учителем-дефектологом были разработаны и усовершенствованы картотеки игр для каждого этапа занятия для родителей, учитывающие индивидуальные образовательные, эмоционально-волевые, поведенческие и социальные особенности ребенка.
Также нетрадиционным методом работы был включен в коррекционное взаимодействие, технология рисования красками Эбру «Украсим мир»
Цель данной техники: терапия, одно из инновационных арт-терапевтических методов.
Так как детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны стереотипы, были придуманы такие символы-картинки, отражающие поэтапность техники рисования красками Эбру, как мнемотаблицы. Это наглядно, удобно и быстро запоминается, учит ребенка выстраивать логические цепочки, развивает речь и увеличивает словарный за-пас. А также помогает получать готовый продукт, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья. является удобным инструментом взаимодействия педагогов и специалистов, родителей внутри дошкольных образовательных учреждений. Значительно повышается положительная динамика в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья и качественной реализации адаптированных основных образовательных программ педагоги и родители имеют возможность помочь своим воспитанникам иметь равные возможности при переходе на следующие уровни образования.