ИННА ЛУЦЕНКО
О формировании коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста – чрезвычайно важная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность освоения детьми программы, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок постепенно овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности, выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Важно помнить, что именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативные компетенции.
Публикация «О формировании коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время наша система образования находится в условиях реформирования, поиска новых решений и определения приоритетов. Так концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Таким образом, являясь приоритетным, социально - коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также актуализирует социально-личностное развитие в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…».
Являясь участниками эксперимента, мы отчётливо понимаем, что проблема формирования коммуникативных способностей у детей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы. От ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия детей с нами взрослыми и со своими сверстниками, а в целом, по большому счету – успешность социальной адаптации наших детей.
В работе мы столкнулись с некоторыми проблемами, связанными с тем, что многие из детей группы испытывали трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, которое просто необходимо ребенку для полноценного познавательного и социального развития. Многие дети не умели по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стеснялись ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могли поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выразить свою симпатию, сопереживания.
Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга, некоторые были агрессивны. Естественно, что возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
В то же время «общительность, умение контактировать с окружающими людьми, коммуникабельность – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Коммуникативные способности основаны на человеческих отношениях, в настоящее время мы наблюдаем, к сожалению, наличие дефицита воспитанности доброты, культуры, неустойчивые нравственные критерии в воспитании детей. Как правило, если положительный опыт общения у детей отсутствует, то это приводит к тому, что стихийно возникают у них негативные формы поведения, происходят ненужные конфликты. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера.
Было заметно, что дети, которые мало общались со сверстниками и не принимались ими из-за неумения организовать общение, чувствовали себя уязвленным и отвергнутым, что могло привести к снижению их самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывало естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняло общение детей со сверстниками, но и в дальнейшем могло принести массу всевозможных проблем.
Что мы наблюдаем в последнее время? Вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители, к сожалению, зачастую не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Тема нашей экспериментальной работы актуальна и значима. Мы старались отойти от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу. Мы уверены, что данная форма организации обучения не является рациональной для формирования коммуникативных умений, так как позиции взрослого и ребенка жестко регламентированы и не дают возможности выхода за пределы программного содержания. И все большее внимание мы старались уделять свободным творческим формам детской активности.
Формирование коммуникативных умений у детей происходит как под прямым воздействием педагога, родителя, так и опосредованно, через его собственную деятельность.
Нами была разработана система мероприятий, способствующих эффективному развитию коммуникативных способностей у детей группы, которая осуществлялась в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм и методов, как традиционных, так и с использованием интерактивных технологий:
1. «Коврик примирения». Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «Коврик примирения», расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от конфликтов, споров, заменив их обсуждением проблем, наедине друг с другом.
2. Использование метода проектов в работе позволил нам значительно повысить коммуникативную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Использование проектного метода считается наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников:
-педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
-родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе.
-деятельность детей организованно в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Были осуществлены в рамках эксперимента следующие проекты: «Сочиняем сказку», «Доброе дело, делай смело», «Учимся общаться», «Будем с книгой мы дружить и этой дружбой дорожить», «Весь мир начинается с мамы», «С днем рождения, город родной!»
Все проекты направлены на развитие коммуникативных способностей детей в процессе совместной деятельности. Они дали возможность активно сотрудничать детям и взрослым, способствовали развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности. Обязательным условием реализации наших проектов стала активизация речевой деятельности детей.
2. Коллективное творческое дело (КТД)
КТД можно назвать особым способом организации жизнедеятельности детей и взрослых, в основе которой совместная деятельность, направленная на улучшение совместной жизни. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
Были проведены коллективные творческие дела:
«Фабрика «Добрых дел»
«Играем в театр»
В процессе КТД ребята приобрели навыки общения, учились планировать свою деятельность, договариваться о предстоящей работе, распределять между собой обязанности, работать, делить успех и ответственность с другими, узнавать друг о друге много нового. КТД дают возможность формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности.
3. Полилог
Полилог интересная и весьма эффективная форма общения и может включать элементы монолога и диалога, что не мешает ему функционировать как единое коммуникативное целое. Полилог, дает возможность включить в общение, в разговор многих детей, и все они должны быть активны в речевом отношении. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного к другому. Подготовленным, как правило, является монолог, а диалог (полилог) чаще всего развивается спонтанно. Темы полилогов выбирали такие, чтобы они были близки, понятны и интересны детям, давали бы им возможность творчески мыслить, найти свой ответ на поставленные вопросы, рассуждать.
Были проведены следующие полилоги: «Почему грустят игрушки?», «Отчего портится настроение?», «Кем лучше быть взрослым или ребенком?», «Хорошо ли иметь друзей?», «Откуда берутся подарки у Деда Мороза?», «Наши добрые дела».
Использование полилога способствовало активному овладению детьми коммуникативных навыков общения в процессе группового взаимодействия, побуждало детей размышлять, искать свои решения в различных ситуациях, высказывать свою точку зрения, помогло в усвоении определенных норм и общечеловеческих ценностей.
4. Интервью
Одним из эффективных средств, на наш взгляд, явилось включение в речевой опыт детей группы такой формы работы как интервью. Этот жанр хорошо известен нам по работе журналистов, то есть его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в работе с дошкольниками еще не до конца изучено и используется, на наш взгляд, не так широко, как того заслуживает.
Между тем, его использование позволило говорить об эффективности включения роли интервьюера в речевую деятельность дошкольников. Зачем учить детей этому? Детям хочется высказаться. Детям есть что сказать – важного и интересного. Дети смотрят на все иначе, чем взрослые, ново, нестандартно, непосредственно.
Детям предлагалось выступить в роли интервьюера по темам: «Давайте познакомимся», «Расскажите о своей профессии». Дети брали интервью не только у своих сверстников, но и работников детского сада. Нестандартность задания заинтересовывала ребят и мотивировала на выполнение определенной последовательности действий. Детям было необходимо расспросить своих сверстников, взрослых по теме разговора. Так как дошкольник еще не способен самостоятельно вести диалог в жанре интервью, вопросы беседы были заранее сформулированы на занятиях. В процессе такой работы ребенок выступал в роли задающего вопросы, слушающего и в то же время слышащего собеседника.
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволило нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствовало получению более продуктивного результата в творческом рассказывании, дети учились понимать роль каждого участника, вступать в диалог самостоятельно, задавать вопросы, соблюдая последовательность и отвечать на них, выслушивать ответы товарищей и взрослых, проявлять активность. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
Работа с родителями
В формировании у ребенка коммуникативных умений огромную роль играет его окружение, а именно, родители, педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами, наблюдается тенденция снижения качества их общения с ребенком. В связи с этим одним из важнейших направлений в работе является взаимодействие с родителями воспитанников, их активное вовлечение в совместную деятельность, с целью обеспечения единства пространства социально-коммуникативного развития детей. Нами был разработан план работы с родителями, который включал разнообразные формы работы, с учетом таких требований, как: востребованность, интерактивность. А еще, планируя ту или иную форму работы, мы учитывали то, что современные родители готовы к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Реализация этого плана позволила родителям стать активными участниками педагогического процесса, повысить их педагогическую компетентность в вопросах формирования коммуникативных умений у детей. Форма совместного сотрудничества сближала взрослых на основе интересующей их проблемы, делала их субъектами работы, позволяла обсудить насущные вопросы.
Были проведены разнообразные совместные мероприятия с родителями, которые вызвали у них живой интерес:
- Выставки методической литературы по проблеме эксперимента
- Анкетирование родителей на определения уровня их компетентности по вопросам коммуникативной компетенции их детей. К тому же анкетирование дало возможность увидеть процент родительского коллектива группы готового к активному сотрудничеству с педагогами.
- Консультации для родителей «Что такое культура общения», «Это взрослое слово этикет», «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников», «Ребенок в кругу сверстников», «Особенности коммуникативных умений дошкольников», «Застенчивые дети», «Как помочь ребенку стать добрым»
- Обучающие семинары: «Учим детей общению», «Игры с детьми на развитие коммуникативных умений», «Игры с детьми по развитию речи»
- «Круглый стол». «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка» (В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждались с родителями актуальные проблемы воспитания)
- Совместные праздники: ко Дню Матери, ко Дню защитников Отечества (помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям)
С использованием интерактивных форм :
- Семинар-практикум «Знаю ли я своего ребенка?», который помог расширить представления родителей об индивидуальных особенностях их детей, с целью их использования в семейном воспитании, повысить активность родителей в подготовке и проведении различных совместных мероприятий.
- «Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников», «Тренинг комфортного общения» помогли дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменить нежелательные конструктивными, научиться взаимопониманию, вербализации своих чувств, показали как можно создать благоприятную обстановку для общения, способствовать эффективному взаимодействию взрослых и детей в роли игровых партнеров.
- Презентации: «Делимся семейным опытом!» / опытом удачных моментов воспитания в семье/, «Секреты семейного воспитания», «Праздники в нашей семье»
-Участие в исследовательско-проектной деятельности (не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель совместных действий, отношений).
-Недели добрых дел. (Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Золотые руки наших мам и бабушек»
-Уголок для родителей. В нем постоянно размещается актуальная для родителей информация, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
Подводя итоги, хочется отметить, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, какой является экспериментальная деятельность, произошли позитивные изменения в наших детях. Мы заметили личностный рост каждого ребенка, как дети меняются сами, меняются их взгляды на других людей и окружающий мир. Изменились отношения детей друг к другу : появилось сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества. Они стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении.