Улыбина Ирина Владимировна
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение - это период активного формирования морального облика и мировосприятия, нравственности и норм поведения. Нравственное воспитание играет важную роль в дальнейшем развитии личности, поскольку влияет на развитие интеллекта, труда, взаимодействия с обществом.
Мораль относится к концепциям и суждениям, которые отражают сущность явлений, чтобы дети могли распознавать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим стандартом этического развития являются действия, соответствующие этическим и социальным нормам.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Основа нравственного воспитания - общечеловеческие ценности, то есть нравственные нормы, сформированные людьми в ходе социального и исторического развития. К ним относятся такие личные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, ответственность, гуманизм и трудолюбие.
С развитием общества появились новые ценностные ориентации и принципы, этика и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к стране, авторитету, национальным символам, законам, патриотизм, гражданский долг, интерес к происходящим в обществе событиям, доброжелательность.
Нравственное развитие человека проходит через всю его жизнь, но основа закладывается в детстве. Под влиянием жизненного опыта, семейных моральных норм и посильного труда дети приобретают первые навыки семейного нравственного воспитания. Поэтому в обучении дошкольников в первую очередь необходимо обращать внимание на формирование нравственных эмоций и нравственных качеств. Способность детей к эмоциональной реакции в возрасте 5 лет играет важную роль. На этом этапе роста начинают формироваться чувства любви к родным и близким. Необходимо обучать детей повседневному общению, семейной работе, взаимопомощи и другим навыкам. Поэтому дети признают авторитет взрослых и, несомненно, удовлетворяют их требования. На этой основе формируются поведенческие характеристики уважения к пожилым людям и послушания.
Чтобы воспитатели формировали у детей гуманное отношение к сверстникам, они должны решать задачи формирования и развития дружеских отношений. Необходимо воспитывать в дошкольниках качества взаимопонимания, уважения к чужим интересам и готовности помогать другим.
Чтобы воспитывать в будущем любовь к природе, родному городу и стране, педагогам необходимо создать условия для того, чтобы дети испытали эти чувства и переживания. Например, ведение моральных диалогов, походы, выставление различных произведений искусства, организация мероприятий, посвященных исторической природе страны. Существует множество способов нравственного воспитания дошкольников, важнейшими из которых являются следующие:
1. Художественные методы (литература, искусство, кино, музыка и др.) - воздействуют на эмоциональные поля и чувства детей;
2. Природа как средство ведет к гуманному отношению, состраданию, сочувствию и заботе о других. Сферы личности детей, влияющие во многих отношениях, являются одним из наиболее важных средств воспитания нравственности;
3. Способы собственной деятельности детей (игра, учеба, общение, работа) - помогают развивать дружеские отношения, трудолюбие и познавательный интерес;
4. Окружающая среда, общество (семья, родственники, друзья, товарищи и т. д.) - влияют на нравственные нормы и ценностные ориентации детей.
Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора методов в соответствии с целью и задачами воспитания, возрастными особенностями детей и уровнем развития.
Поэтому нравственное воспитание детей - одна из главных задач общества. Дети живут в обществе, на них влияют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей социальной среды. Чтобы уберечь детей от негативных влияний, необходимо заложить основы благородной морали, культуры поведения и уважения к окружающим людям. Ребенка нужно воспитывать как человека с твердыми убеждениями и взглядами на жизнь. Воспитывать и формировать мировоззрение растущих детей необходимо на ранних этапах роста, то есть когда жизненный опыт только начинает накапливаться.