Анна Дмитриева
Нейропсихология аутизма. Гипотеза регуляторной дисфункции
▼ Скачать + Заказать документы
Функция программирования и контроля это многогранное понятие, которое относится к тем «психическим операциям, которые дают возможность субъекту выйти за границы актуального содержания ситуации с тем, чтобы направлять свое поведение, руководствуясь образами будущих целей». Данная функция включает разнообразные тесно связанные различные психические операции: планирование, работа с информацией, хранящейся в кратковременной памяти, поддержание одного ряда представлений и переключение с одного ряда на другой, а также подавление определенных реакций.
Публикация «Нейропсихология аутизма, Гипотеза регуляторной дисфункции» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
А также функция программирования и контроля это единая высокоорганизованная система, которая является универсальной (не имеет собственного продукта) и отличается от таких базовых функций, как ощущение, восприятие, память и язык.
Функция программирования и контроля рассматривается как тесно связанная с «подвижностью мышления» и со способностью решать нетипичные проблемные задачи, требующие гибкости мышления и продуцирования новых способов решения.
Снижение функции программирования и контроля обычно связывают с поражением префронтальной коры, особенно дорсолатеральных отделов.
Исследователи предупреждают, нарушения могут возникать из-за ослабления взаимодействия кортикальных (например, теменная, височная кора, поясная извилина) и субкортикальных (например, таламус, гиппокамп, миндалина, полосатое тело) структур или из-за более рассеянного поражения мозга.
Первым исследованием, специально посвященным изучению функции программирования и контроля при аутизме, было исследование, проведенное Howard Rumsey.
Разработан Висконсинский тест сортировки карточек (WCST) Berg (1948) как средство оценки уровня обобщения и подвижности мышления.
Нарушение функции программирования и контроля при аутизме может объясняться не только ригидностью поведения, но также и ослаблением способности участвовать в социальной коммуникации.
Еще один тест Wimmer и Perner (1983) «обманутые ожидания»,доработанный Baron-Cohen ,основавшимся на создании теории нарушения понимания переживания другого при аутизме (Baron-Cohen t al. 1993). Согласно этой теории нарушения социальных и коммуникативных навыков при аутизме обусловлены неспособностью понимать переживания других людей и объяснять себе поведение других, исходя из их душевного состояния.
Тесты WCST и Ханойская башня ,разработанные Sally Ozonoff и коллеги (1991) используются для оценки способности к планированию. Общеизвестный факт, что нарушение программирования и контроля является основным нарушением познавательной сферы при аутизме. Ригидность когнитивных стратегий может лежать в основе слабых результатов, которых достигают аутисты, при выполнении заданий на понимание переживания другого.
Keri Russell и коллеги (1991) разработчики игры «Окна».
Испытуемые-аутисты меньше использовали стратегию обмана и во многих случаях постоянно (до 20 раз) указывали на коробку с призом, несмотря на то, что при этом леденцы доставались противнику. Трудности аутистов при выполнении обоих этих заданий могут быть обусловлены скорее снижением способности подавлять реакцию на наиболее яркий привлекательный стимул.
Таким образом, стандартные клинические способы тестирования часто не позволяют выявить повреждение каких-либо из функций, участвующих в осуществлении программирования и контроля (и, видимо, связанные с различными нейрональными структурами) и наиболее тесно связанных с поведенческими проявлениями аутизма.
Кроме того, обнаружение ослабления программирования и контроля при самых различных заболеваниях поставило под сомнение предположение о том, что нарушение программирования и контроля может играть какую-то особую роль в аутистической симптоматике.
Появилась гипотеза о том, что нарушение функции программирования и контроля – это неспецифический показатель, общий для многих нейропатологических состояний, включая задержку психического развития, которая возникает у большинства аутистов (Ozonoff, 1997b; Pennington & Ozonoff, 1996).