Исламова Анна
Значение театра в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Исламова Анна Сергеевна
«Значение театра в жизни ребёнка"
"Театр поучает так, как это не сделать толстой книге"
Вольтер
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи. На любого из нас театр оказывает определённое влияние, прямо или опосредованно.
Публикация «Значение театра в жизни ребенка» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.
Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.
В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.
Ребенок знакомится с лучшими произведениями:
-Александра Сергеевича Пушкина,
-Михаила Юрьевича Лермонтов,
-Николая Васильевича Гоголя,
- Петра Павловича Ершова,
-Ганса Христина Андерсена,
-Корнея Ивановича Чуковского,
-Самуила Яковлевича Маршака.
Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.
Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.
Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.
Увиденное и пережитое в настоящем театре расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».
У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая и познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнёрства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - всё это происходит через образы, краски, звуки, действие.
Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссёры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Поэтому, наша группа часто посещает театральные представления
Но какой же «театр» должен в детском саду? Ведь здесь дети, которые ещё не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.
Вот это уже наша задача что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребёнком, как расширить границы его познаний. Это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классной музыкой, показать лучшие образцы искусства.
Театр, в который играем мы с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Особую значимость данный опыт приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности. Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям.
Актуальность опыта заключается в развитии творческих способностей детей, в формировании у дошкольников внутреннего эмоционального благополучия, способствующего внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.
С возможностями театрализованной деятельности в развитии творческого воображения, инициативности, самостоятельности трудно поспорить, ведь участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия сценическим искусством не только вводят в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка именно ориентироваться в окружающей обстановки, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а ведущей деятельностью ребёнка это - детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, помогает формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности, а так же развивать творческие способности.