Ирина Зотова
Статья «Влияние музыки на формирование творческой личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали
Побег зеленый выпрямить легко
Сухую ветвь – один огонь исправит.
Саади
Основными задачами современной педагогики являются: подготовка ребенка к жизни формирование творческой личности, развитие интересов. И особая роль в этом принадлежит музыкальному воспитанию. Именно музыка больше, чем какое-либо другое искусство обращено к чувству. Именно искусство возвышает человека, делает внутренний мир богаче. И именно музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения дошкольников. Задача педагога: привить детям интерес и любовь к музыке, расширять их музыкальный кругозор, понимать музыкальную речь. Как говорил немецкий философ, психолог и педагог Гербарт: «Смертный грех учителя – быть скучным». Мало знать хорошо свой предмет, нужно быть интересным. На НОД «Музыка» я стараюсь создавать благоприятную, радостную, творческую атмосферу.
Публикация «Статья „Влияние музыки на формирование творческой личности дошкольника“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Моё основное кредо – максимально знакомить детей с лучшим, что создано в музыке, без всяких возрастных барьеров. Воспитательные возможности музыки чрезвычайно велики. И чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, тем плодотворнее будет протекать процесс воспитания, формирование личности высококультурного человека.
Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова современная задача детского сада, школы, семьи, общества в целом. И как каждый педагог, так и музыкальный руководитель должен отчётливо представлять себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки.
Важнейшее значение в развитии интереса детей к музыке принадлежит творчеству. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. По мнению Яворского, «задания должны формировать и активизировать творческие способности». Чтобы творческие проявления детей на занятии носили активный и эмоциональный характер, я использую комплекс педагогических воздействий:
1. Специальные формы : игра, сказка, викторина.
2. Момент музыкально-художественной импровизации.
3. Творческие задания.
4. Создание проблемной ситуации.
В своей практической деятельности я стремлюсь творчески подходить к любому процессу, чтобы ребята чувствовали радость от новых представлений, умений, собственных творческих открытий.
«Если человек поёт, слушает – он уже живёт, любит, чувствует» - говорил заслуженный деятель искусств, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
В. Медушевский. Поэтому немаловажное место в НОД «Музыка» занимает хоровое пение. Практически каждый ребёнок обладает природными голосовыми и слуховыми данными. И моя задача - развивать эти задатки. Во время вокально-хоровой работы большое внимание уделяется певческой установке, дыханию, звукообразованию, дикции. Для плохоинтонирующих детей я применяю фонопедическую методику В. В. Емельянова, принципы комплексно-певческого воспитания, разработанную Д. Е. Огородновым, материалы хорового сольфеджио Г. А. Струве, сольфеджио Крафт, дыхательную методику А. Н. Стрельниковой – все это направлено на создание, восстановление, усовершенствование и тренинг голосового аппарата. И результатом такой работы мы видели выступление детей на городских, областных, всероссийских и международных вокальных конкурсах, где они получали призовые места, получали дипломы Лауреатов 1 степени, дипломы победителей. Одним из любимых занятий детей является импровизация. Практический опыт показывает её влияние на музыкальное развитие дошкольников. В ней они видят радость творчества. В импровизации ребёнок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, интонацией. Было замечено, что пробудить интерес к пению легче в ходе импровизации.
Ещё Д. Лихачё в сказал: «Нет дела человечнее, чем пение».
Образование находится сейчас на пути поиска новых форм и подходов к обучению. В школах вводятся новые предметы, в детских садах – новые инновационные технологии. Я верю в то, что творческие навыки, сама музыка помогут детям в будущем.
Как вы все прекрасно знаете, итог или результат работы музыкального руководителя – это, конечно же праздники в детском саду. И для того, чтобы праздники стали более интересными, необычными и яркими я занимаюсь с детьми театрализованной деятельностью.
Занятия по театрализованной деятельности пользуются у детей неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Так, например, на празднике, посвященном 69-летию Великой Победы, ребята очень трогательно рассказывали о тех бедах, которые выпали на долю нашей страны. Они говорили о тех девчонках и мальчишках, на чьи хрупкие плечи легли все тяжести испытаний той жестокой войны, а мне казалось, что они говорят о себе. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов, и здесь хочется привести в пример ребят подготовительной группы. Они с огромным удовольствием и увлечением готовились к празднику по сценарию «Старые песни о главном». Каждый хотел получить роль, им очень нравилось исполнять взрослые песни о таком светлом и глубоком чувстве, как любовь, они легко перевоплощались и делились своими чувствами со зрителем, как настоящие артисты. И самое главное, от своего выступления дети получили огромное удовольствие, их глаза и лица светились радостью и счастьем, а это говорит о наличии определенного уровня взаимоотношений в социуме.
Искусство - это хрупкая вещь, а музыкальный язык не знает границ. Он позволяет нам без труда слушать и понимать музыку других народов, помогает с помощью одних только движений передать характер музыки, рассказать языком танца все то, что хотел сказать композитор в своем произведении.
В душе и по призванию - я музыкант и на моих занятиях дети имеют уникальную возможность выражать себя в звуке, игре, пении. Музыка и театр помогает им снять комплекс, зажатость. На занятиях отрабатываются новые технологии и формы работы : работа по командам, игровой стиль обучения, импровизация, индивидуальные и групповые формы.
«Несказанна, благоуханна красота музыки. Для слушателей она – струение чистых благодатных энергий, омывающих сердце и осветляющих душу». В. Медушевский. Так пусть как можно больше, и как можно чаще в детских садах звучит хорошая музыка, омывающая наши сердца, сердца наших детей и осветляющая наши души.