Приложение МААМ

Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве

Елена Волохова
Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве
▼ Скачать + Заказать документы

Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве

ХМАО-Югра г. Сургут МБДОУ №40 д/с «Снегурочка»

Автор статьи – воспитатель среднего дошкольного возраста

Волохова Елена Андреевна

Есть такой волшебный дом

Тундра вся вместилась в нем:

Птицы, звери - вся природа.

Вся история народа.

Будто след былых времен,

Бережно хранится в нем:

Иглы, стрелы, топоры

Незапамятной поры.

Публикация «Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство ханты и манси вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до наших дней лучшие традиции, в которые народ вкладывает своё понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно прикладное искусство народов севера многообразно, ханты украшали узорами свои жилища, предметов быта, хозяйства, одежду, обувь, головные уборы.

В нем нет ни чего лишнего, а отработано и сохранено главное - признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Искусство народов ханты отличается особой простотой, вкусом, выразительностью и оно понятно и доступно даже детям дошкольникам.

К сожалению, на современном этапе ознакомлению воспитанников с народным искусством предается меньшее значение. В дошкольных образовательных учреждениях в Ханты-мансийском автономном округе воспитываются дети разных национальностей, особенно утрачиваются культуры коренных народностей севера манси, ханты, селькупы.

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности. Неоценимую роль в данном процессе может оказать декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.

Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. В то время как численность многих народов, входящих в состав населения России, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Однако историческое культурное значение каждого народа не может находиться в зависимости от его численности. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье российского народа.

Декоративно - прикладное искусство является частью национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. У каждой народности в искусстве можно проследить свою самобытность: обычаи, образ мышления, нравы, эстетичность, национальная культура, история своего народа. Богатство народов представлено в особо ярких, максимально выразительных формах искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Благодаря своим особенностям декоративно-прикладное искусство имеет как воспитательное, так и развивающее значение.

Многие исследователи свидетельствуют о воспитательном значении декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что посредством ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного у воспитанников дошкольного возраста формируются глубокие образные представления о своем отечестве, родном крае, об особенностях культуры родного народа и других народностей.

На наш взгляд, очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для воспитанников дошкольного возраста заключается в следующем:

Воспитанники получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;

Воспитанники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта.

• Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников.

• Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

• У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста.

• Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности.

• Дошкольники приучаются к труду.

• Дети получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.

Раскроем приведенные тезисы подробнее.

Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды.

Воспитанники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, предметы быта. Педагог, показывая то или иное произведение декоративно-прикладного искусства, рассказывает об истории и родине создания предмета, методику изготовления, материалы, используемые для создания произведения.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства, внимание воспитанников обращается на тонкость работы, на проделанный мастером труд, на необходимость наличия и вырабатывания сложных умений и навыков. Ведется беседа о трудолюбии умельцев. При непосредственном выполнении работ по декоративно-прикладному искусству самими воспитанниками у воспитанников также вырабатывается навык к труду, терпению.

Несомненно, что знакомясь с такими яркими и непосредственным произведениями декоративно-прикладного искусства воспитанники получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.

По мнению Т. Н. Поштаревой, успех развития у воспитанников интереса к национальной культуре народов Югры посредством декоративно-прикладного творчества зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Список используемой литературы:

1. Батурина, Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]. – М. : Профессиональное образование, 2005. – 72 с.

2. Богораз, В. Г. Игры малых народностей Севера [Текст]. - М. -Л. : Учпедгиз, 1949. -116с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – М. : Педагогика, 2008. – 320 с.

4. Бойченко, Н. А. Педагогические условия Формирования игровых интересов у детей пятого года жизни [Текст] : Автореф. дисс,. . канд. пед. наук. - Л. ЛГПУ, 1974. -24с.

5. Борисова, З. Н. Хрестоматия для дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forimbook.ru/yumor/num-60082.htm

6. Венгер, Л. А., Филиппова Е. В. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет [Текст] //Диагностика умственной деятельности и интеллектуального развития детей. - М. : Педагогика, 2011 - с. 64-69.

7. Виноградов, Г. С. Народная педагогика [Текст]. – Иркутск: Научное общество, 2006. – 420 с.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венковДекоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Декоративно-прикладное творчество «Подсвечник для мамы»Декоративно-прикладное творчество «Подсвечник для мамы» Работа выполнена детьми второй младшей группы в подарок маме на день матери "Подсвечник для мамы". Материалы: тесто соленное (крашенное,.

Декоративно-прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова» Декоративно – прикладное.

Фотоотчёт о дипломных работах учащихся на декоративно-прикладном отделении «Народные росписи»Фотоотчёт о дипломных работах учащихся на декоративно-прикладном отделении «Народные росписи» Здравствуйте гости моей страницы!Хотелось показать вам фотоотчёт о дипломных работах моих учеников,которые в этом учебном году окончили.

Конспект музыкального занятия «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси» "Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси"Цель: знакомство с национальными музыкальными инструментами народов манси и.

Фоторепортаж «Новое направление в искусстве»Фоторепортаж «Новое направление в искусстве» Рисуем в стиле дудли Новое направление в искусстве Дословно doodle – это черточки, каракули, бессмысленные рисунки, которые создаются.

Занятие по ручному труду и декоративно-прикладное творчество в технике «Декупаж» Программное содержание: • Учить детей самостоятельно и творчески с помощью техники декупаж декорировать различные вещи; • Вызвать интерес.

Сообщение к проекту «Ханты и Манси» Флаг Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей.

Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси»Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси» Данное пособие разработано в соответствии с планом по самообразованию. Нужно было по итогу весь подобранный материал собрать воедино,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 16:40
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД