Елена Волохова
Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве
ХМАО-Югра г. Сургут МБДОУ №40 д/с «Снегурочка»
Автор статьи – воспитатель среднего дошкольного возраста
Волохова Елена Андреевна
Есть такой волшебный дом
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери - вся природа.
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры.
Публикация «Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Народное декоративно-прикладное искусство ханты и манси вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до наших дней лучшие традиции, в которые народ вкладывает своё понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
Декоративно прикладное искусство народов севера многообразно, ханты украшали узорами свои жилища, предметов быта, хозяйства, одежду, обувь, головные уборы.
В нем нет ни чего лишнего, а отработано и сохранено главное - признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Искусство народов ханты отличается особой простотой, вкусом, выразительностью и оно понятно и доступно даже детям дошкольникам.
К сожалению, на современном этапе ознакомлению воспитанников с народным искусством предается меньшее значение. В дошкольных образовательных учреждениях в Ханты-мансийском автономном округе воспитываются дети разных национальностей, особенно утрачиваются культуры коренных народностей севера манси, ханты, селькупы.
Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности. Неоценимую роль в данном процессе может оказать декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.
Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. В то время как численность многих народов, входящих в состав населения России, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Однако историческое культурное значение каждого народа не может находиться в зависимости от его численности. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье российского народа.
Декоративно - прикладное искусство является частью национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. У каждой народности в искусстве можно проследить свою самобытность: обычаи, образ мышления, нравы, эстетичность, национальная культура, история своего народа. Богатство народов представлено в особо ярких, максимально выразительных формах искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.
Благодаря своим особенностям декоративно-прикладное искусство имеет как воспитательное, так и развивающее значение.
Многие исследователи свидетельствуют о воспитательном значении декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что посредством ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного у воспитанников дошкольного возраста формируются глубокие образные представления о своем отечестве, родном крае, об особенностях культуры родного народа и других народностей.
На наш взгляд, очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для воспитанников дошкольного возраста заключается в следующем:
Воспитанники получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;
Воспитанники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта.
• Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников.
• Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
• У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста.
• Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности.
• Дошкольники приучаются к труду.
• Дети получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.
Раскроем приведенные тезисы подробнее.
Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды.
Воспитанники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, предметы быта. Педагог, показывая то или иное произведение декоративно-прикладного искусства, рассказывает об истории и родине создания предмета, методику изготовления, материалы, используемые для создания произведения.
При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства, внимание воспитанников обращается на тонкость работы, на проделанный мастером труд, на необходимость наличия и вырабатывания сложных умений и навыков. Ведется беседа о трудолюбии умельцев. При непосредственном выполнении работ по декоративно-прикладному искусству самими воспитанниками у воспитанников также вырабатывается навык к труду, терпению.
Несомненно, что знакомясь с такими яркими и непосредственным произведениями декоративно-прикладного искусства воспитанники получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.
По мнению Т. Н. Поштаревой, успех развития у воспитанников интереса к национальной культуре народов Югры посредством декоративно-прикладного творчества зависит от форм и методов обучения и воспитания.
Список используемой литературы:
1. Батурина, Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]. – М. : Профессиональное образование, 2005. – 72 с.
2. Богораз, В. Г. Игры малых народностей Севера [Текст]. - М. -Л. : Учпедгиз, 1949. -116с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – М. : Педагогика, 2008. – 320 с.
4. Бойченко, Н. А. Педагогические условия Формирования игровых интересов у детей пятого года жизни [Текст] : Автореф. дисс,. . канд. пед. наук. - Л. ЛГПУ, 1974. -24с.
5. Борисова, З. Н. Хрестоматия для дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forimbook.ru/yumor/num-60082.htm
6. Венгер, Л. А., Филиппова Е. В. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет [Текст] //Диагностика умственной деятельности и интеллектуального развития детей. - М. : Педагогика, 2011 - с. 64-69.
7. Виноградов, Г. С. Народная педагогика [Текст]. – Иркутск: Научное общество, 2006. – 420 с.