Любовь Васильева
Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья заведующего ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Васильевой Любови Александровны на тему:
«Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС».
Под внутренней системой оценки качества образования (далее ВСОКО) понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) разрабатывается в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13, на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования [З]. Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Публикация «Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах
Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
мониторинга качества образования;
мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества дошкольного образования в ДОУ, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, методические объединения педагогов, временные структуры, Попечительский советы.
Рассмотрим компетенции администрации дошкольного учреждения в формировании и реализации ВСОКО:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом заведующего и контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе основной образовательной программы проведение диагностических процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в ДОУ;
организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне учреждения;
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования (учредителя, родителей, общественности);
обеспечивает условия для подготовки педагогов и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, материалы самоанализа для размещения на сайте учреждения);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
Педагогический совет ДОУ и методические объединения педагогов:
участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ;
содействуют проведению подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
организуют педагогическую диагностику освоения детьми содержания ООП ДОУ;
готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
Педагогический совет ДОУ:
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования детей дошкольного возраста, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ.
Наблюдательный или Попечительский советы в системе государственно- общественного управления :
оказывает содействие расширению спектра дополнительных образовательных услуг в учреждении; создает фонды поддержки образовательного учреждения;
согласует направления расходования внебюджетных средств;
осуществляет контроль за расходованием внебюджетных средств,
анализирует степень удовлетворенности родителей образовательными услугами ДОУ.
Следующим направлением во ВСОКО является оценка кадровых условий реализации ФГОС ДО : оценка уровня профессиональной и методической компетентности педагогов, реализующих ФГОС ДО.
Для оценивания профессиональной и методической компетентности педагогов руководителю необходим диагностический инструментарий.
В качестве примерного инструментария можно использовать разработки В. И. Зверевой, А. К. Марковой, М. М. Поташника, соотнеся предложенные показатели с дошкольным образованием и особенностями деятельности педагогов. В ходе оценки кадровых условий руководителем оценивается качество рабочих программ педагогов и календарно-тематического планирования, качество организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для оценки качества рабочих программ целесообразно использовать следующие критерии и показатели оценивания:
структура программы соответствует требованиям ФГОС ДО;
содержание разделов отвечает требованиям ФГОС ДО и особенностям ООП ДОУ;
программа имеет перечень нормативных, методических источников и список научно-методической литературы, используемый при разработке рабочей программы.
Для оценки качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно использовать следующие критерии и показатели:
- методическая компетентность (соответствие содержания, методов и приёмов возрасту детей);
-умение заинтересовать детей выбранным содержанием;
- умение удерживать интерес детей на протяжении всего мероприятия;
- адекватность стиля взаимодействия с детьми группы. При оценке качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно оценить и качество календарно-тематического планирования.
Критериями оценивания могут выступать:
соответствие требованиям ФГОС ДО (тематика недель, деятельностный и компетентностный подходы к организации образовательного процесса)
соответствие ООП ДОУ
учет особенностей детей группы, их индивидуального развития
отражение регионального компонента
отражение инновационной деятельности педагога.
В содержание ВСОКО в условиях реализации ФГОС ДО целесообразно включить оценку удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми дошкольным образовательным учреждением, которое посещает их ребенок. Для этого могут быть использованы следующие направления оценки:
Удовлетворенность качеством основной образовательной программы ДОУ
Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг
Удовлетворенность спектром дополнительных образовательных услуг в ДОУ
Удовлетворенность условиями реализации основной образовательной программы ДОУ В оценку условий реализации основной образовательной программы ДОУ входит оценка развивающей предметно-пространственной среды. Для этого целесообразно использовать представленные в содержании ФГОС ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе
отсутствие конфликтов среди детей
наличие продуктов детской деятельности
динамика развития ребенка
невысокий уровень шума
отражение в среде особенностей примерной ООП дошкольного образования и ООП ДОУ (инновационной деятельности, регионального компонента). Продуманная, грамотно спроектированная внутренняя систем оценки качества дошкольного образования обеспечит руководителя достоверной информацией для принятия управленческих решений в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие обучающихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает возможность обучающимся формировать внутреннюю мотивацию. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т. д.
5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности преподавателя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Модель системы управления качеством
Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков
Формирование социального заказа
Определение миссии ДОУ
Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями
Выбор типа управления (на процесс или на результат)
Определение параметров оценки результатов образования
Диагностика личности обучающихся
Прогнозирование результатов образования обучающихся
Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы
Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы
Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями
Создание комплексной системы ВСОКО на уровне дошкольной организации позволяет выстраивать в соответствии с современными требованиями систему работы в учреждении :анализируя и прогнозируя будущие направления в его деятельности