Лариса Кутырева
Консультация для воспитателей «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО
СЛАЙД 1. Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
СЛАЙД 2. В связи с введением в действие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, разработанные в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", были введены в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого ребёнка, доступности для каждого качественного образования. Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Исходя из всего вышесказанного организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время.
СЛАЙД 3. Задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) – обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе, поэтому родителям и педагогам нужно пересмотреть свои взгляды и методы на предшкольную подготовку.
СЛАЙД 4. Родители рассматривают готовность ребенка к школе как умение читать, писать и считать.
Однако педагогическая практика показывает, что часто дети, умеющие читать, писать и считать и с лёгкостью приступившие к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.
Учителя хотят видеть своих учеников организованными, умеющих слушать и слышать, высказывать и доказывать свою точку зрения, усидчивых, внимательных, с хорошей памятью и вниманием, умеющих сравнивать и делать выводы, умеющих общаться со сверстниками и взрослыми.
В работах отечественного психолога Л. А Венгер отмечалось, что «быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. И здесь речь идет не только о внимании, памяти, мышлении и воображении.
СЛАЙД 5. Физиологическая готовность предполагает уровень биологического развития и состояния здоровья.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает : дифференцирование восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладению на слух разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.
СЛАЙД 6. Личностная готовность предполагает сформированность «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович). Это сплав двух потребностей – познавательной (потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками, знаниями) и социальной (потребность в общении с взрослым на новом уровне).
Ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания.
Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.
Социальная готовность это – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями: легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания).
СЛАЙД 7. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
СЛАЙД 8. При организации предшкольной подготовки должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками :
– адекватность требований возможностям ребёнка,
– учёт индивидуальных особенностей развития,
– постепенное формирование всех направлений развития,
– создание ситуации успеха,
– эмоционально благополучное общение с ребёнком.
СЛАЙД 9. Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми:
– уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,
– обеспечение двигательной активности в различных формах,
– использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,
– взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности…
СЛАЙД 10. – создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,
– широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,
– использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций,
– формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.
СЛАЙД 11. Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской», по выражению А. В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т. п.).
Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является игровая деятельность. Второй по значимости – продуктивная деятельность.
СЛАЙД 12. В связи с модернизацией образования в ДО приоритетным направлением является развитие потенциала личности ребенка, т. е. индивидуализация и социализация.
Работа с детьми должна быть направлена на индивидуализацию предшкольной подотовки, то есть, педагог должен уметь работать, с одной стороны, с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуальные особенности детей. С другой стороны – видеть своеобразие каждого из своих воспитанников, уметь индивидуализировать педагогический процесс с учётом данных тщательного и всестороннего изучения своих, использовать потенциал интеграции всех областей деятельности для удовлетворения их образовательных потребностей и подготовки к школе.
СЛАЙД 13. Образование детей 6-7 лет должно быть направленно
– на обогащение интеллектуального, коммуникативного, социального, нравственного, эстетического, эмоционально-волевого развития ребёнка, а не на искусственное ускорение развития;
– формирование универсальных способностей и компетенций в соответствии с возрастом, развитие базиса личностной культуры, усвоение нравственных ценностей и социальных норм.
СЛАЙД 14. В процессе предшкольной подготовки особое внимание уделяется формированию интеллектуальной, языковой и социальной компетентностей.
СЛАЙД 15. Задачами предшкольной подготовки являются :
• Формирование интереса к учебной деятельности, развитие познавательных и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического, памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной, воображения и творчества, расширение познавательных интересов.
• Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: умения определять признаки и свойства предметов, группировать предметы по общим признакам, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать.
• Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения, развитие коммуникативных способностей, усвоение норм культуры речи.
СЛАЙД 16.
• Воспитание волевых качеств : произвольности, способности работать по правилам и образцу, подчиняться определенным правилам, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
• Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.
• Нравственное и эстетическое воспитание средствами устного народного творчества, художественной литературы и изобразительного искусства.
СЛАЙД 17. Решение поставленных задач реализуется через все образовательные области.
СЛАЙД 18. Особое значение в работе с детьми 6-7 лет следует уделять познавательному и речевому развитию.
СЛАЙД 19. В содержание работы при комплексной подготовке к школе входит
1. Подготовка к обучению чтению :
2. ФЭМП:
3. Подготовка руки к письму :
СЛАЙД 20. Развитие речи:
5. Развитие произвольности и регуляции поведения:
6. Развитие навыков общения со сверстниками:
7. Развитие познавательных процессов.
СЛАЙД 21. При подготовке к обучению к чтению необходимо:
• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность, вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
• работать со звуками, слогами, проводить звуковой анализ слова;
• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед коллективом, выразительно читать наизусть стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям.
• учить отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
• учить объединять предметы по существенным признакам (по чтению или наблюдению)
• обогащать словарного запаса ребенка,
• развивать умения строить предложения, составлять рассказы,
• учить и развивать умение пересказывать текст.
СЛАЙД 22. Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
Поэтому при подготовке детей к обучению чтению развитие фонематического слуха имеет особое значение.
Методика развития фонематического слуха строится на последовательной отработке шести этапов:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
• различение отдельных слогов;
• различение отдельных звуков речи;
• освоение азов анализа и синтеза слов.
СЛАЙД 23. Для развития фонематического слуха эффекивно использовать игры и игровые упражнения: «Кто говорит?», «Три медведя», «Правильно-неправильно», «Что внутри», «Сосчитай звуки» и др.
Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
СЛАЙД 24. Определить, хорошо ли развит фонематический слух, можно по следующим речевым операциям:
• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
СЛАЙД 25. В программу ФЭМП входит:
1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
СЛАЙД 26. При организации работы по ФЭМП можно использовать рабочие тетради.
СЛАЙД 26. Основными причинами неуспеваемости в первом классе являются недоразвитие мелкой моторики и несформированность графико-моторной функции у первоклассников. Поэтому развитию этих параметров, необходимых для освоения письма, следует уделять особое внимание, используя разнообразные игры и задания.
Выполняя то или иное задание, рисуя, конструируя, занимаясь лепкой, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.
На следующих слайдах представлены примеры упражнений и заданий для подготовки руки к письму.
СЛАЙД 28. (Примеры штриховки)
СЛАЙД 29. (Примеры штриховки)
СЛАЙД 30. («Домашнее задание»)
СЛАЙД 31. К 7 годам ребенок должен:
– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
– ориентироваться в тетради в клетку;
– уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
СЛАЙД 32. Штриховка, лепка, рисование, моделирование – это и способ развития речи детей, их логического мышления, т. к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
СЛАЙД 33. Формирование произвольности у детей дошкольного возраста необходимо для обучения в школе. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. Использование игр с правилами, игр-соревнований, позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Формированию произвольности и регуляции поведения также способствует анализ собственных действий и движений (при помощи взрослого, заучивание стихотворений (преднамеренное, выполнение поручений, создание специальных ситуаций для достижения цели.
СЛАЙД 34. Определить сформированность произвольности у ребенка можно в ходе наблюдения.
СЛАЙД 35. Учителя отмечают, что часто первоклассники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения с одноклассниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра. Поэтому необходимо уделять особое внимание становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.
СЛАЙД 36. Обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу моно посредством игр.
СЛАЙД 37. В период предшкольной подготовки как никогда важно уделять развитию произвольности различных познавательных процессов и функций.
Важно знать, что
– Произвольность психических процессов (внимание, память) дошкольников развивается на основе непроизвольных. Именно поэтому объекты, с которыми будут иметь дело дети 6-7 во время занятий, должны отличаться яркостью, необычностью, новизной, либо представлять для него интерес.
– Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.
– Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.
Хорошим показателем уровня сформированности у ребенка логического мышления является его умение находить и объяснять ошибки или нелепицы, а также его реакции на шутки.
Развитию мышления очень помогают игры с песком и мелкими предметами.
– Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь.
– Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.
– Существенным показателем готовности ребенка к школе является овладения знаниями, представления об окружающем мире.
СЛАЙД 38. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что предшкольная поготовка в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО должна быть направлена на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:
– прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению;
– должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;
– важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;
– у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.
СЛАЙД 39. Спасибо за внимание! Успехов в работе!