Анна Захаренкова
Консультация для воспитателей «Организация воспитательно-образовательной работы в летний период с учетом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду в летний период
Лето –это важнейший период для организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей, является актуальной и занимает важное место в системевоспитательно-
oбразовательного процесса в ДOY. Поэтому детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Именно в ДOУ педагоги должны помочь ребенку, kak можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация воспитательно-образовательной работы в летний период с учетом ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий.
Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.
Лето –особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то,
как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное
пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность
сна и других видов отдыха.
С учетом данных требований при планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует принимать во внимание основные положения федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской
деятельности:
-двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследователь
ская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.
Кроме того, с воспитателями проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.
Так, перед тем как вывести воспитанников на прогулку, они обязаны тщательно осмотреть участок. Участок должен быть хорошо просматриваем,
достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами,песочницей
(с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка,
емкостью для воды (небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д., тентом
от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением
питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.
Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На спортивных и
игровых площадках обеспечиваются:
-закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы,
бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания);
-развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
-воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности).
В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом
используются:
подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки»,игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения.
Лето –благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с
детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки,
стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в
младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования.
Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене,
способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах:
-«Как беречь здоровье летом?»;
-«Как предупредить простуду?»;
-«Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы,
кровотечении из носа?»;
-«Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?»;
-«Как надо вести себя у воды, в лесу?» и т. д.
Можно провести беседы с рассматриванием картинок «В мире опасных предметов и
проборов», «Служба 01»; прочитать книжки по данной тематике (С. Я. Маршак «Кошкин
дом», «Рассказ о неизвестном герое», Г. М. Цыферов «Жил на свете слоненок»); закрепить правила дорожного движения. На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами и т. д.
В летнее время на улице с детьми нужно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумагопластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).
Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных
техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности
может быть разнообразной, например:
-аппликации на темы «Во поле береза стояла», «Дары леса», «Жуки и бабочки»;
-оригами на тему «Цветы и птицы родного края»;
-рисование на темы «Лето в поле и лесу», «Мой город летом», «Транспорт»;
-лепка на тему «Ягодное царство»;
-изготовление знаков «Береги природу» и т. д.
Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом,
организация совместной деятельности взрослых и детей создают
благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций.
Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у
детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств.
Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на
цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду,
организации развлечения «День добрых дел». В ходе данной работы с детьми
закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.
Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и
неживой природы (состоянием почвы,температурой воздуха, осадками, построению
взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций.
Можно организовать и провести развлечения «Прекрасное и удивительное вокруг нас»,
«Праздник воды и песка» и др.
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально
-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской
творческой импровизации. Итоги летней оздоровительной работы подводятся на
педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки поделок,
выполненные детьми с воспитателями и родителями из природного материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и
перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы.