Александра Плеханова
Роль детского коллектива в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Игра развивается и разворачивается в процессе общения детей друг с другом.
Начиная с младшего возраста, дети отдают предпочтение совместным играм. Бесспорно, не лишена интереса и воспитательной ценности игра одного ребенка. В ней так же проявляется во всей непосредственности личность малыша – его чувства, мысли, желания. Но большую ценность представляют собой коллективные игры. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Игра сообща – это не сумма игр трех – четырех детей, а новое образование, сложившееся как результат взаимоотношения детей друг с другом, где они высказывают свои суждения, желания.
Публикация «Роль детского коллектива в играх» размещена в разделах
Мотивы действий в творческой игре определяются желаниями детей, умением их понять друг друга. Однако малыши часто не умеют осведомить играющих о своем желании, это мешает им понять друг друга. Выбор ребенком того или иного материала для игры или игрушки определяется личным желание без учета интересов соседа. Так, ребенок некоторое время возит по комнате пустую коляску. Видя проходящего мимо другого ребенка с куклой на руках, он отбирает у него куклу, сажает в коляску, спокойно продолжает игру. Наблюдательный воспитатель замечает это и умело использует этот конфликт между детьми для организации совместной игры: «Настенька, как удобно твоей кукле. Помоги Мише везти коляску».
Несогласованность действий играющих детей характерна для начального периода развития игр. Обычно она является причиной многочисленных противоречий между детьми, отсутствия прочных связей между играющими, что дают в результате короткие отрывочные, сюжеты игр, частые смены замыслов, значительную перегруппировку играющих детей. Такой характер поведения детей естественен, так как дети только начинают овладевать рядом правил, возникающих в процессе коллективной игры. Игра этим и ценна, что представляет собой первый опыт общения детей друг с другом и развивает в них общественные формы поведения.
Руководство играми должно быть направлено на создание условий, помогающих детям общаться друг с другом. Воспитатель должен по мере необходимости подсказывать замысел игры, поддержать и помочь развивать возникающую у ребенка мысль. Маленькие дети в коллективе могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей роли взрослого.