Олеся Гайдаренко
Развитие и охрана детского голоса
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Развитие и охрана детского голоса».
Музыкальный руководитель Гайдаренко Олеся Леонидовна
МАДОУ Детский сад № 3 «Дюймовочка» г. Бирск
Каждый человек при рождении получает дар - голос. Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойнее может быть мама и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного. Когда ребёнок научится говорить, о своих потребностях он сможет сообщить словами, а сила голоса поможет сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. Когда мы говорим ребё нку: "Не кричи, замолчи, не мешай другим!" - нам кажется, что мы формируем у ребёнка навыки хорошего поведения. На самом деле дети должны покричать, не нужно им запрещать говорить громко, т. к. детям полезно выплёскивать накопившуюся энергию через голос или движения. Энергия, необходимая для здоровья и нормального развития ребёнка, восстанавливается только после того, как он её истратит, а такие запреты способствуют постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о самочувствии человека: здоров, болен, устал или полон сил, энергии. Голос - это инструмент общения человека с окружающим миром. В нём проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций, поэтому говорят, что голос - это озвученная душа. Когда звучит голос человека (речь, пение, плачь или смех) мы, независимо от нашего сознания резонируем с ним. При этом всего пятая часть производимого звука направлена во внешнее пространство, т. е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Всё вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит или поё т: кисти рук, ноги, мышцы, кровь. Поэтому для нас очень важно что и как мы говорим. Голос взрослого может влиять на душевное состояние ребё нка: врачуя его, или наоборот ухудшая его состояние. Голос - музыкальный инструмент, единственный и неповторимый, как отпечатки пальцев. При пении голос не только красиво звучит, но ещё и оздоравливает поющего человека. Пение гармонизует деятельность всех жизненно важных органов, освобождает от негативных эмоций, приводит к состоянию радости. В младшем возрасте голос главный инструмент общения. С детьми нужно разговаривать в высокой "голосовой позиции". Очень полезно петь детям песенки (очень хорошо фольклорные в т. ч. колыбельные) без сопровождения. Голос эластичен и податлив, чем раньше прививаются навыки естественного звукообразования - тем лучше устанавливается связь между слухом и голосом. В младшем возрасте дети достигают этого путём подражания речи и пению взрослого. Маленькие дети очень любят петь, но в силу своих возрастных особенностей могут только подпевать отдельные слова песни, и даже такое исполнение приносит им радость. С самого начала нужно, чтобы дети пели мягким, не напряжённым звуком т. к. громкое пение может повредить детскому голосовому аппарату. Пение - чрезвычайно полезное занятие. Пение активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышенной работоспособности, улучшении настроения и активизации внимания. Пойте дома! Окружающая музыкально-певческая среда благотворно влияет на ребёнка, со временем он выучит все ваши песни и с радостью будет вам подпевать и может стать хорошим певцом.