Алена
Нетрадиционные техники рисования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Нетрадиционные техники рисования»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их паль-цев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, ко-торые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлин-ский
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в ДОО» размещена в разделах
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, ко-торое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усид-чивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе можно использовать нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во вре-мя творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является слож-ной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетради-ционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность исполь-зования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных матери-алов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различ-ными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более слож-ными техниками :
- оттиск поролоном;
- печать по трафарету;
- свеча и акварель;
- набрызг;
- тычкование;
- отпечатки-картинки;
- печать пластилином;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- волшебные ниточки;
- монотипия.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более труд-ные техники :
- кляксография обычная и с трубочкой;
- рисование зубочисткой;
- монотипия;
- батик;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование поз-воляет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу творчества, способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники :
Штампование. Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревь-ев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.
«Рисование ладошкой или пальчиками». Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск смятой бумагой». Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть раз-личными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разны-ми (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комо-чек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Рисование ватными палочками». Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобиль, куклу. Главное в этом деле – желание!
«Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом ки-стью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подо-ждать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками». Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно про-тянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т. д.
«Кляксография». Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. Можно использовать тру-бочку и раздувать кляксу в разных напрвлениях.
«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
«Рисование мыльными пузырями». Мыльные пузыри - известная дет-ская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать, окрасив краской. Пузыри выдуваются над листом бумаги и оставляют отпе-чаток. Отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.
«Ниткография». Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившего-ся цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, кото-рое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ под-разумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде какого либо предмета.
«Батик». Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными крас-ками.
«Монотипия» - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповто-римый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.
Дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполне-ния рисунка приемом монотипии:
Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуаше-выми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Мож-но процарапывать узор, если вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.
«Набрызг». Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кар-тон (расческу, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Рисование ластиком». Простым карандашом нужно заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки.
«Техника выполнения витражей – клеевые картинки». Контур бу-дущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем гра-ницы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Рисование нетрадиционной техникой :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышает интерес к художественной деятельности, раз-вивать психические процессы.
Использованные ресурсы:
1. blog.dohcolonoc.ru
2. infourok.ru
3. ped-kopilka.ru
4. luchik.ru