Паюсова Елена Юрьевна
Изучение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Изучение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель Паюсова Елена Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 15»
Публикация «Изучение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация. В статье рассмотрены показатели и уровни сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, предложены диагностические методики по изучению уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, проведено изучение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: показатели, критерии, уровни сформированности двигательной активности, дети старшего дошкольного возраста.
Введение.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие. Однако, согласно данным современных исследований, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений являются сегодня поистине глобальной проблемой. Это объясняется тем, что именно в детском возрасте достаточно интенсивно развиваются и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции организма. В связи с чем, диагностика уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является особо актуальной, так как успешное формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста закладывается будущее здоровье человека как биологическое, так и психическое.
Объект исследования – процесс изучения уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – параметральные характеристики и диагностический инструментарий определения уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование и определение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретическое обоснование изучения уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
2. описать методики, диагностики, направленные на изучение уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить уровень сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, наблюдение, методика по изучению уровня сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала.
Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.
Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т. п.
Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию.
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо проводить педагогическую диагностику с целью изучения уровня их сформированности у детей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Диагностическое обследование дошкольников помогает решению ряда сложных педагогических задач, таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования педагог планирует свою работу: сравнивает как отдельных воспитанников, так и целые группы; выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации НОД; составить наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий.
Так, для оценки уровня сформированности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, выделяют критерии и показатели развития подвижности детей (по М. А. Руновой):
- проявление интереса к освоению новых движений,
- желание включаться в деятельность, организованную педагогом, другими детьми и самому инициировать двигательную деятельность.
Одним из показателей двигательной активности является и состав движений, преобладающие положения тела ребенка, преобладающее эмоциональное состояние во время двигательной активности, также двигательную активность характеризуют такие показатели, как целенаправленность движений, их рациональность.
Также М. А. Руновой выделены критерии, характеризующие двигательную активность.
Высокий уровень – дети очень подвижны, но не отличаются особой ловкостью и координацией движений, часто не внимательны во время выполнения физических упражнений. Импульсивны, неорганизованны, возбудимы. Не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и порой не доводят их до конца, совершают множество беспорядочных движений (покачивание, полуприседание, подпрыгивание и т. д.). Синдром дефицита внимания мешает им сосредоточиться, слушать объяснения взрослого и последовательно выполнять элементы различных видов движений.
Средний уровень –дети имеют хороший уровень развития физических качеств. Для них характерны разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями разной степени интенсивности целесообразном их чередовании. Они отличаются уравновешенным поведением, хорошим эмоциональным тонусом. Эти ребята активны, подвижны, проявляют творческие наклонности, стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно преодолеть препятствие. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается не достаточное владение техникой движений.
Низкий уровень – этим детям присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Часто они не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания. При возникновении сложностей пассивно ждут помощи со стороны воспитателя, медлительны, обидчивы. Данные критерии, позволили нам определить особенности двигательной активности старших дошкольников и на этом основании планировать педагогическое обеспечение двигательной активности.
Для выявления уровня развития двигательной активности используют диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой и Г. Н. Сердюковской.
1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты).
Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег). Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3-10 м.
3. Тест на определение выносливости. Цель: определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств. Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Для изучения уровня развития двигательной активности у детей шестого года жизни, было организовано и проведено практическое исследование на базе МБДОУ «Добрянский «Детский сад № 15» в старшей группе. Для исследования было отобрано шестнадцать детей в возрасте от пяти до шести лет.
Для диагностики уровня развития двигательной активности у детей шестого года жизни использовали методику М. А. Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду»
При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности – это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей.
Отмечаются и качественные показатели, такие как:
- при беге – корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.
- при прыжке – четкий толчок при отрыве от почвы и мягкое приземление на полусогнутые ноги.
- при метании – правильное исходное положение – при метании правой рукой левая нога выставлена вперед, тяжесть тела переносится на правую ногу; во время метания корпус поворачивается влево, тяжесть тела переносится на левую ногу (при метании левой рукой положение ног обратное). При броске учитывается хороший замах, соблюдение указанного направления.
Наиболее объективным показателями уровня развития двигательной активности детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий.
В нашем исследовании в качестве тестовых упражнений предлагали следующие задания:
- на выявление быстроты бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта;
- измерение скоростно-силовые способностей плечевого пояса по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед;
- скоростно-силовые способности нижних конечностей по результатам в прыжках в длину с места.
- ловкость, в связи с широким понятием, определяется как ловкость в беге 3 х 10 м (челночный бег) и 30 м с обеганием препятствий (змейкой).
Анализ данных первоначальной диагностики позволил сделал следующий вывод.
Основные движения такой как бег с хода (47%) находится на низком уровне. Остальные показатели двигательной активности такие как, бег со старта (39%, метание метбола (41%, прыжок в длину с места (54 %), челночный бег (53 %, обегание препятствий (40 %) находятся на среднем уровне развития.
По результатам выполняемых заданий отмечались большие расхождения в индивидуальных достижениях детей. Представленный комплекс диагностических методик позволяет изучить уровень сформированности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в контексте физического воспитания и выявить уровень ее сформированности, который низок и требует развития.
В связи с этим необходимо провести работу по проектированию процесса повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам информационно-коммуникационных технологий.