Папки-передвижки

Использование музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха детей на музыкальных занятиях

Елена Жигулина
Использование музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Дошкольный период развития ребенка нацелен на создание разнообразных условий, обеспечивающих качественную подготовку к обучению. О создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром говорится во ФГОС ДО (п. 1.6). Актуальными на протяжении многих десятилетий являются научные исследования, связанные с разработкой содержания, педагогических условий, методик и технологий подготовки детей к поступлению в школу. Готовность ребенка к школе является условием будущей учебной успешности и эмоционального благополучия первоклассника.

Публикация «Использование музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах

На протяжении веков музыку старались использовать не только для оказания влияния на чувства и волю людей, но и для коррекции их эмоционального состояния. В развитии детей старшего дошкольного возраста процесс общения с музыкой приобретает особую остроту. Личностная готовность к школьному обучению характеризуется исследователями как возможность самостоятельно решать познавательные, продуктивные, коммуникативные и творческие задачи в детской деятельности, развивать познавательные мотивы и положительные социальные ожидания от новой позиции школьника. Пробуждение интереса к музыке, развитие музыкальных способностей (как проявления общих способностей) и формирование запаса музыкальных впечатлений позволяет повысить эффективность подготовки к школе [11].

В качестве интегрирующей основы для решения развивающих, воспитательных и образовательных задач дошкольной образовательной организации (ДОО) выступает игровая деятельность. Являясь ведущей в дошкольном возрасте, она представлена в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие и подвижные игры, инсценировки, игры-путешествия и пр. [2].

Каждый педагог, работающий в ДОО, должен знать закономерности и особенности организации игровой деятельности. Известные методики проведения музыкально-дидактических игр позволяют не только успешно развивать музыкальные способности дошкольников (музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления, но и поддержать у детей интерес к обучению, развить музыкальную память и чувство ритма, передавать художественный образ, научить общаться, приобщить к русским народным традициям. Педагоги-практики отмечают, что для дошкольников дидактическая игра всегда желанна. Помогая формировать у детей необходимые навыки, она позволяет избежать утомляемости при необходимости многократного повторения определенных действий, внести позитивные эмоции в занятия.

Идея использования игры в работе с дошкольниками не нова, об этом в разное время писали Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, А. А. Мелик-Пашаев, Н. А. Метлов, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, Т. Э Тютюнникова, Е. А. Флерина, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр, Д. Б. Эльконин и др. Сегодня педагогами широко используются игровые технологии как для объяснения или освоения понятий, так и для закрепления материала, контроля [2;5;9].

Дидактические игры, представляющие основу игрового обучения, по мнению А. Н. Давидчук и Л. Г. Селиховой, занимают особое место. От игр «вообще» их отличает четко поставленная цель обучения и соответствующий педагогический результат [1,с. 98]. Исследователи выделяют обучающую, развивающую, побуждающую и коммуникативную функции дидактической игры [7,с. 6]. Правильно организованная дидактическая игра имеет учебное содержание, воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. В условиях игровой деятельности ребенок обретает уверенность в своих силах, что поддерживает активность, усиливает интерес к поставленной проблеме и изучаемому материалу.

В музыкально-дидактической игре каждый ребенок может применить свои знания, показать свое понимание учебно-познавательной задачи, проявить умения слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координацию и согласованность действий дошкольников, а продуманная организация позволяет детям выступать в определенных ролях, перевести деятельность в игровой план. Таким образом, в занятии появляется соревновательный дух, который переводит дидактическую задачу в игровую, а результатом игры становится успешное выполнение дидактического задания.

В современной практике педагогами-музыкантами разработаны и описаны различные классификации игр и пособий, а также приемы, выступающие средствами стимулирования образовательной деятельности [4;8]. Это привлечение наглядных пособий, игровой подход к освоению материала, наличие на занятии творческих заданий. С учетом того, что основная задача музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей, наиболее распространена классификация музыкально-дидактических игр и пособий по основанию, предложенному Б. М. Тепловым, который в своих трудах говорит о развитии музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

Целью нашей работы является изучение проблем развития музыкального слуха, который подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра, так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха). По определению музыкальной энциклопедии музыкальный слух – это способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности; основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности [10]. Как явление сложное, комплексное, многогранное, оно является синтезом более мелких составляющих, одно из которых - звуковысотный слух, разделяющийся на мелодический (восприятие одноголосной мелодия) и гармонический (восприятие многоголосия) [7, с. 3]. С учетом того, что в дошкольном возрасте гармонический слух развит еще слабо, основная работа педагога-музыканта в этом направлении ведется над развитием мелодического слуха. Традиционно развитие звуковысотного слуха осуществляется через вокализацию, то есть пение. Не смотря на то, что этот вид музыкальной деятельности любим детьми, можно сделать его более увлекательным и интересным, используя игровые технологии. Например, приступая к разучиванию песни или попевки, взять за основу игры понятный детям сюжет или образную зарисовку.

Педагогам-музыкантам известно, что, приступая к освоению любого раздела музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, первым делом необходимо пройти этап диагностики - выявить уровень сформированности той или иной музыкальной способности. С целью выявления уровня чистоты интонации певческого голоса детей, авторы пособий по обучению пению предлагают на первом этапе разучить несложную песенку или попевку. После ознакомления с произведением ребенку предлагается исполнить песенку с аккомпанементом. На этом этапе возможна помощь взрослого: пропевание начала фразы вместе с ребенком, дублирование мелодии в музыкальном сопровождении и т. п. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается спеть песню без сопровождения [12]. Практика показывает, что обычно ребенок при выполнении этого задания показывает более низкие результаты. Исключение составляют лишь дети, обладающие высоким и устойчивым уровнем развития слуховых представлений, хорошей координацией слуха и голоса.

Уровень чистоты интонации певческого голоса ребенка-дошкольника позволяет определить его в одну из 4-х групп развития певческих способностей:

1) если дети чисто интонируют без поддержки инструмента - музыкальный  слух сформирован;

2) если дети чисто интонируют с поддержкой инструмента - музыкальные представления слабые;

3) если дети поют неверно - музыкальный  слух в стадии формирования;

4) если дети поют неверно даже в ограниченном диапазоне - музыкальный  слух в начальной стадии формирования.

На выявлении уровней сформированности чистоты интонирования, и распределении детей к определенным группам заканчивается этап диагностики. Далее работа педагога-музыканта направляется на отбор методов и приемов усовершенствования звуковысотного слуха [3].

На данном этапе становится актуальным использование игровых технологий и, в частности, музыкально-дидактических игр. Они способствуют более эффективному восприятию материала, его осмыслению и запоминанию, развивают у детей самостоятельность, способность к восприятию и различению свойств музыкальных звуков, обогащают новыми впечатлениями. Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, С. И. Мерзлякова обращали внимание на то, что значительная слуховая сосредоточенность приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия и развитию музыкального слуха [5;6].

В своей практической деятельности музыкального руководителя детского сада поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области процесс развития музыкального слуха я выстраиваю поэтапно. На первом используются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, направленные на различение звуков по высоте («Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курица», «Труба», «Колыбельная», «Веселые гармошки», «Узнай песенку по двум звукам» и т. п.). Особенностью этих игр является то, что выполнению игрового задания предшествует разучивание небольшой песенки, построенной на звуках интервалов от октавы до секунды. Это в полной мере соответствует рекомендациям Б. М.  Теплова о том, что развитие звуковысотного слуха проходит более успешно при слушании и воспроизведении мелодии, а не отдельных звуков.

Начинается работа с различения звуков октавы в игре «Птица и птенчики». Игра «Качели» направлена на различение звуков по высоте в диапазоне септимы. После исполнения песенки следует выполнение упражнения в определении положения качающихся качелей: на высокий звук руки поднимались вверх, на низкий звук - опускались вниз. Также в качестве наглядного пособия можно использовать демонстрационное пособие для фланелеграфа и набор карточек с изображением качелей, на которой показывается положение подвижных качелей в соответствии с высотой звуков. В игре «Эхо» дети различали высоту звуков сексты. Во время разучивания песенки определяется, какой звук выше : «а» или «у». Последующие игры «Курица», «Труба», «Колыбельная», «Веселые гармошки» посвящены изучению интервалов от квинты до секунды. Для закрепления звуковысотных представлений после звучания песенки исполняются высокий и низкий звуки и дети самостоятельно определяют высоту звуков с помощью положения руки, показа соответствующих карточек с иллюстрациями.

Второй этап работы посвящен развитию представлений о направлении звуковысотного движения. На этом этапе дети знакомятся с музыкально-дидактическими играми «Лесенка» муз. Н. Метлова, «Ученый кузнечик» муз. Е. Тиличеевой, «Горошина» муз. В. Карасевой. В указанных играх применяется наглядная модель музыкального звукоряда - музыкальная лесенка, по ступенькам которой перемещалась игрушка в соответствии с направлением движения музыкальных звуков. В игре «Лесенка» детям предлагается несколько раз спеть пятиступенный или семиступенный звукоряды, сопровождая каждый звук движением руки. Затем на музыкальном инструменте исполняется звукоряд в восходящем и нисходящем движении, а дети определяют, куда пошла игрушка: вверх или вниз. При последующем проигрывании детям предлагается перемещать игрушку по лесенке в соответствии с направлением движения звуков. Аналогичные задания выполняются в игре «Ученый кузнечик» [7;12].

Дети 6-7 лет в своем большинстве уверенно воспринимают и воспроизводят интервалы от октавы до секунды. Игры «Узнай песенку по двум звукам», «Цирковые собачки», «Лесенка-чудесенка» позволяют определить, насколько точно дети научились различать поступенное движение мелодии вверх или вниз на 3-7 ступенях звукоряда. Для различения одновременного звучания 2 или 3 звуков (развитие гармонического слуха) используются игры «Сколько нас поет?», «Бубенчики» (для определения звуков мажорного или минорного трезвучий, «Эхо» - упражнение в чистом интонировании отдельных мелодических ходов.

Следующий этап – разучивание песенок-попевок на нескольких звуках. В этой работе подспорьем оказалась серия пособий С. И. Мерзляковой «Учим петь детей», ориентированная на возрастной период от 3 до 7 лет. Содержащийся в них музыкальный материал включает песенки-попевки для закрепления разнообразных интонационных оборотов (на основе уже усвоенных интервалов, упражнения для расширения диапазона детского голоса и развития ладотонального слуха (например, «Лиса по лесу ходила» р. н. п. обр. Т. Попатенко, «Кукушка» муз. Е. Тиличеевой, «Спите, куклы» муз. Е. Тиличеевой, «Скок-поскок» р. н. п. обр. Г. Левкодимова, «В школу» муз. Е. Тиличеевой и др.). Песенки-попевки, собранные в пособии, являются основой для дальнейшего разучивания песен из репертуарного списка каждой возрастной группы. Точное воспроизведение звуков попевки позволяет при разучивании и последующем исполнении чисто интонировать интервалы, содержащиеся в мелодии песни. А дидактическая игра, включаемая в процесс разучивания, внесит элемент соревнования и облегчает процесс запоминания мелодии. Например, разучивание песни Т. Попатенко «Скворушка прощается» можно начинать со знакомой детям игры-упражнения «Эхо» : отдельно пропеть содержащийся в мелодии песни интервал сексты на звуки «ау», показывая рукой высоту каждого звука. Затем предложить чисто интонирующим детям пропеть упражнение и фрагмент мелодии на слог «ля», а остальным повторять его, следя за чистотой интонации. Эффективным является прием графической передачи направления движения мелодии (поступенное, по звукам трезвучия, скачкообразное) на фланелеграфе, а также используя уже известный детям прием движения игрушки по лесенке.

В общих чертах методика применения музыкально-дидактических игр и пособий на музыкальных занятиях такова. Педагог знакомит детей с правилами игры и каждым пособием, объясняет задание. В зависимости от количества пособий задание выполняется под музыку как одним ребенком, так и всей группой. Затем музыкально-дидактические игры помещаются в игровой уголок группы и используются детьми в свободной игровой деятельности. Мы убедились, что систематическое применение игр и наглядных пособий к ним вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим занятиям, способствует более быстрому овладению музыкальным, в частности песенным, репертуаром [2;5].

Таким образом, изученная литература и опыт практического использования дидактических игр и пособий для развития звуковысотных представлений позволяют сделать следующие выводы:

- игра - не только удовольствие и радость для ребенка: с ее помощью можно развивать внимание, мышление, воображение, память, то есть те качества, которые необходимы дошкольнику для дальнейшей жизни и обучения в школе;

- развитие звуковысотного слуха проходит более успешно при слушании и воспроизведении мелодии, а не отдельных звуков; для этого изучается звуковое движение в определенном направлении (вверх или вниз) и осознание соотношении звуков по высоте (большой или маленький скачок в мелодии);

- важно систематическое применение игр и наглядных пособий; от занятия к занятию они должны усложняться;

- возможно творческое использование разных вариантов заданий, изменение графического изображения на карточках, фланелеграфе, а так же обновление музыкального материала;

- повторение мелодии в различных вариантах игровых заданий способствует не только навыкам чистого интонирования и развитию памяти, но имеет большое значение для упражнения соответствующих голосовых мышц и прочного удержания мышечных ощущений, что помогает успешности решения речевых проблем у детей с общим недоразвитием речи;

- наглядный материал для музыкально-дидактических игр можно не только приобрести в магазине, но и изготовить самим (в том числе и при участии воспитателей и детей старшего дошкольного возраста) - наиболее удобный размер карточки – 7х7 см;

- музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий и дидактических игр, активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Список литература

1. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. – М., 2013. – 176 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов/ под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

3. Дьячкова Н. Л. Развитие звуковысотного слуха у детей 4-5 лет посредством музыкально-дидактических игр [Текст] / Н. Л. Дьячкова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (5). - С. 204-207

4. Жердеева Н. Г. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у старших дошкольников // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://razvitum.org/main/662?date=2009-11-01.

5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 320 с.

6. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.

7. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников /авт. -сост. Н. Г. Кшенникова. –Волгоград, 2014.–48 с.

8. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /автор сост. И. П. Равчеева. – Волгоград, 2015. – 41 с.

9. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад Детства: новый взгляд на дошкольное образование. – М., 2014. – 128 с.

10. https://www.belcanto.ru/sluh.html.

11. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-zvukovysotnogo-sluha-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-pevcheskoi-dejatelnosti.html.

12. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zvukovysotnogo-sluha-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-pevcheskoy-deyatelnosti.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Шубенкова Татьяна.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Использование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУИспользование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУ Использование камешек марблс на музыкальных занятия в ДОУКак правило камешки марблс предназначены для игр, для развития мелкой моторики.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха детей на музыкальных занятиях
Опубликовано: 1 июля 2024 в 14:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха детей на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жигулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД