Нина Митрофанова
Игра как средство и способ обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра в дошкольном возрасте – это основной вид деятельности. Игра для ребенка – это способ и возможность переработки полученных из окружающего мира впечатлений. При помощи игры ребенок может проявлять свое мышление и воображение, свои эмоции, свою активность, свое отношение к той или иной ситуации. Игра развивает потребность ребенка в общении, способствует социализации. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.
Публикация «Игра как средство и способ обучения дошкольников» размещена в разделах
Благодаря игре, в дошкольном возрасте формируются такие психические процессы, как память, внимание, речь, воображение. Игра является не только средством развлечения ребенка дошкольного возраста, в ней заложены огромные возможности развития и воспитания. Но для того, что бы игра смогла проявить все свои многочисленные положительные качества, игра должна быть управляема и под контролем педагога. Воспитатель, руководствуясь положением программы детсадовского воспитания, отбирает содержание программы, планирует его. Так же, педагог определяет игровые и дидактические задачи, правила, действия и ожидаемый результат.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучением их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Хорошая, правильно подобранная и четко организованная игра, должна обладать следующими качествами:
1. Прежде всего, хороший, радостный настрой детей и доброжелательные взаимоотношения между собой и с педагогом;
2. Содержание игры должно иметь познавательно-воспитательную направленность;
3. Игровые действия должны иметь творческий, организованный, активный и целесообразный характер;
4. Подчиненность правилам игры, необходимость руководствоваться в игре этими правилами, с учетом интересов всех игроков и каждого в отдельности;
5. Целенаправленное использование игрушек и игрового материала.
Игры, по своей направленности бывают разными, в программе обучения и воспитания в детском саду, дается следующая классификация игр детей дошкольного возраста : театрализованные, сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
Театрализованные игры-это разыгрывание определенных литературных или выдуманных персонажей при помощи мимики, жестов, интонации. Такой вид игры является наиболее распространенным видом детского творчества. Основная особенность театрализованных игр – они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Сюжетно-ролевые игры, здесь главным компонентом является сюжет-сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого, сюжетно-ролевые игры подразделяются на игры с бытовым сюжетом, игры на производственные и общественные темы, игры с героическо-патриотической направленностью, игры на темы литературных произведений.
Подвижные игры – это активная, сознательная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, и соблюдением для всех играющих правилами. Подвижные игры являются незаменимым средством получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, поскольку они влияют на развитие мышления, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.
Дидактические игры-это которые специально созданы для достижения поставленных целей обучения. Ведь именно дидактическая игра является эффективным средством развития умственных способностей ребенка. Использование в процессе обучения дидактических игр, способствует получению дошкольником определенных знаний, так же формирует у него определенные умения и навыки, способствует развитию мышления и воображения.
Дидактическая игра является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового и порой, на первый взгляд, непонятного детям. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, можно существенно развить интерес к образовательной деятельности, сделать так, что бы изучаемый материал был наиболее доступным. Дидактическая игра, хоть и не является основной формой изучения нового материала детьми дошкольного возраста, тем не менее, является частью образовательного процесса.
Дидактическая игра стимулирует речь и развивает мышление, расширяет кругозор детей, в результате всего этого у детей появляется интерес к получению новых знаний.
Во время использовании дидактической игры, как средства и способа обучения детей, ставятся перед дошкольниками те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмыслить правила, продумать последовательность действий, преодолевать трудности. Использование дидактических игр, дает возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Когда обучение в детском саду проходит в форме игры, и педагог и дети должны понимать, что игра это занятие и интересное и занимательное, но не развлекательное. Игра, как способ и средство обучения должны содержать четкое и последовательное описание игровых действий, заданий. Игра вырабатывает умение у ребенка выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка. Игра формирует у детей волевые качества: умения подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свои действия с задачами целого коллектива. Так же, в игре, ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности. Через игру углубляется и закрепляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее развитие в психики ребенка, в формировании его личности.