Елена Суркова
Гражданско-патриотическое воспитание в ГПД
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью группы продленного дня в современных условиях является максимальное развитие личности каждого ребенка. Мы воспитатели, и особое значение для нас имеет работа, направленная на воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, интересующегося ее историей и имеющего чувство гордости за свою страну.
Кто такой патриот и что такое патриотизм?
Патриот - человек, который любит Родину.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание в ГПД» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группа продленного дня, ГПД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
И ещё можно добавить, что это человек, который помимо гордости и любви к своей Родине, чтит традиции своего народа, своих предков, создаёт славу своей отчизне, сохраняет её культурное наследие, трудится ради её процветания на благо всего народа.
Ни для кого не секрет, что на протяжении последних десятилетий в нас всячески подавлялось и убивалось любое проявление патриотизма. Нас представляли,как нацию пьющую, не имеющую никаких ценностей, вырождающуюся. Целое поколение выросло в уверенности, что ничего хорошего в нашей стране нет, не знающих свою историю, своих героев. А слово «патриот» произносилось и произносится зачастую, как уничижительное. Наша задача изменить это восприятие.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо понимать, как эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться. Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства.
Воспитателям ГПД необходимо с первых дней развивать такие качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Задачи патриотического воспитания детей младшего школьного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, ;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом,, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
В рабoте пo патриoтическoму вoспитанию младших шкoльникoв в условиях группы продлённого дня целесooбразнo проведение таких мероприятий, которые познакомят детей с символами России, раскроют детям смысл понятия «патриотизм», помогут почувствовать сопричастность к судьбе страны.
На занятиях мы узнаем историю герба страны, нашего флага. Беседуем и о гербе и флаге Санкт-Петербурга.
Особое внимание необходимо уделять истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Такие занятия актуальны к празднику 9 мая, ко дню прорыва и дню снятия блокады Ленинграда.
Нашей задачей является воспитание патриотических чувств и любви ребят к Родине посредством знакомства с яркими примерами служения Отечеству из истории нашей страны. В группе продлённого дня мы проводим беседы, которые рассказывают о начале, прорыве и снятии блокады Ленинграда, о 900 блокадных днях, о Дне Победы. Ребята внимательно слушают рассказы о жителях блокадного города, о трудностях, выпавших на их долю, сопереживают девочке Тане Савичевой, когда мы читаем её маленький дневник, состоящий всего из нескольких страничек. Также вызывает сочувствие ребят беседа о детях блокадного Ленинграда, о маленьких жителях, которые оказались в тяжелых даже для взрослого человека, невыносимых условиях. Примеряют на себя, смогли бы они прожить целый день на маленьком кусочке черного хлеба, который получал каждый житель блокадного города. У нас в школе работает Галина Анатольевна. Маленькой девочкой она перенесла ужасы блокады. Дети с большим волнением узнали, что рядом ходят живые свидетели тех чудовищных событий.
Мы с живем и работаем в районе, по которому в годы Великой Отечественной войны проходил рубеж обороны. Вместе с детьми мы проводили занятия, искали материал о тех, чьими именами названы близлежащие улицы ; Зина Портнова, Лёня Голиков. Великолепную презентацию сделала Настя Скопинцева о солдате Корзуне. К Дню полного снятия блокады в группе продленного дня был поставлен небольшой спектакль
«Дети блокады!» Некоторые ученики впервые услышали метроном и узнали, что обозначают его сигналы. В полной тишине прошел спектакль. Закончили мы его минутой молчания и зажгли виртуальную свечу памяти.
На День победы также решили поставить спектакль. Все же большее впечатление на детей производят страдания и переживания сверстников. И тут равнодушных не было. А после спектакля зрители подходили и просили показать им что-нибудь еще!
Мы проводим занятия по истории города. Виртуальные экскурсии, заочные прогулки, беседы, все это увлекает ребят. Особенно ребятам нравятся викторины. Это побуждает их узнавать новое.
Хочется еще раз повторить, что наш город со своей историей и культурой, как ни один другой город, дает возможность работать по формированию и развитию у младших школьников гражданско-патриотических чувств. И эту возможность необходимо использовать. Есть прекрасное стихотворение Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:
Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним и старым,
И людям, что встречаю я.
И вот, если наши дети себя чувствуют своими в нашем городе, то наша задача по патриотическому воспитанию выполнена.