МААМ-картинки

Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности

Яна Жилина
Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в раннем детском возрасте. Первый опыт этих отношений становится фундаментом для дальнейшего формирования личности ребенка и определяет во многом особенности его самосознания, отношения к миру, самочувствия и поведения среди людей. Проблема формирования межличностных отношений очень актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений в молодежной среде, наблюдаемых в последние годы (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр., свои истоки имеют в дошкольном детстве.

Публикация «Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

Для определения сущности понятия «межличностные отношения» нам необходимо определить базовое понятие «общение». Общение – это не только ряд последовательных, отдельных действий общающихся субъектов. Каждый акт общения – это воздействие человека на другого человека, которое происходит в ходе их взаимодействия. Таким образом, процесс общения выглядит как система связанных актов взаимодействия, как считает Б. Ф. Ломов. Межличностные отношения также трактуются многозначно в психологии. Под межличностными отношениями понимается совокупность ожиданий, ориентаций и установок по отношению друг к другу членов группы, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей. В межличностных отношениях эмоциональная основа состоит из эмоциональных проявлений: эмоции, чувства, аффекты. Как подчеркивает М. И. Чеховских, очень сильно на межличностные отношения влияет направленность индивида на внутренний или внешний мир.

По мнению ученых, межличностные отношения, формирование которых начинается в дошкольном детстве, определяют во многом результат адаптации личности к миру, возможность ее жизнедеятельности в конкретном социуме.

В развитии ребенка старшего дошкольного возраста важное место отводится игровой деятельности как исторически сложившемуся виду деятельности, заключающемуся в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и взаимоотношений между ними в специфически условной форме. Так как ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игровая, целесообразно формировать межличностные отношения детей игровыми приемами и средствами.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить в общении старших дошкольников следующие особенности:

- значительно настойчивее и активнее, чем на предыдущих ступенях обнаруживается стремление к разнообразному и содержательному общению со сверстниками, что способствует формированию гуманности в общении;

- четко выражен интерес к регуляции взаимоотношений и нормативам общения;

- контакты со сверстниками становятся личностно обусловленными, более устойчивыми и длительными; складывается система ценностных ориентаций, совместной деятельности, межличностных отношений.

- начинает интерес проявляться к внутреннему миру других людей, к их переживаниям, чувствам, развивается симпатия.

У старших дошкольников межличностные отношения имеют свою специфику: уходит на второй план общение с взрослыми, поскольку потребность возникает в сотрудничестве (ситуативно-деловом) со сверстниками; дети в контакте друг с другом достаточно быстро и легко находят общий язык; появляются среди них отвергаемые и предпочитаемые дети. В старшем дошкольном возрасте, в отличие от других возрастов, коммуникативные действия эмоциональны и насыщенны, общение нестандартно складывается за счет нерегламентированности коммуникаций, что детям позволяет без напряжения и с легкостью общаться через игровую деятельность, которая является в этом возрасте ведущей деятельностью.

У старших дошкольников вместе с потребностью в сотрудничестве выделяется отчетливо потребность в уважении и признании сверстника. Дети с вниманием друг к другу относятся, очень доброжелательны, рады помощь оказать и вступают без труда во взаимопомощь. Такое их общение проникнуто нотками искренности, делается более чувственным, окрашенным эмоционально в теплые яркие тона, непосредственным, непринуждённым и, такое общение что важно, приобретает характер истинной детской дружбы. Старший дошкольный возраст тем специфичен, что в данный период появляется первая подлинная детская дружба. Для всех детей в детском саду открывается возможность завязать эту дружбу впервые. У дошкольников, у которых друзья есть, наблюдается более позитивная самооценка и они демонстрируют более уверенное поведение в группе.

Структура общения детей характеризуется также гендерными особенностями. По мнению Поповой Л. В., гендерные особенности уже в дошкольном возрасте во многом определяют и специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с позиции наличия положительных и отрицательных качеств. Девочки гораздо чаще, чем мальчики оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики, склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок.

Возрастание значимости сверстника проявляется, например, в готовности детей выполнять поручения членов своей группы и, в свою очередь, давать им поручения. Эта тенденция выражается также и в том, что дети общаются не только по поводу налаживания делового сотрудничества, но и сам по себе процесс общения приобретает большую ценность. В связи с этим можно говорить о двух источниках значимого отношения ребенка к другим детям: первый связан с особенностями деловых качеств сверстников, а другой – с возможностями установления положительного эмоционального общения с ними. Такая двойственность процессов развития отношений межличностной значимости проявляется, прежде всего, в игровом взаимодействии детей.

Для более глубокого изучения данного вопроса, рассмотрим понятие «игра». Проблема игры была в центре внимания зарубежных и российских философов, педагогов и психологов в различных контекстах и в различные времена: ученые пытались определить природу игры и ее значимость в развитии ребенка. Всегда рассматривалась игра как один из механизмов воспитания, обучения и развития личности. Исследования содержания понятия «игра» обнаруживают всю степень сложности этого явления, так как «игра» – собирательное понятие и, по мнению М. С. Кагана, «материальное проявление общения людей, которое приобретает здесь специфический характер «общения ради общения».

Игра имеет в жизни ребенка безмерный потенциал для освоения правил жизни, собственных прав и свобод для самореализации. В субкультуре детства игра свою возрастную территорию имеет, в которой важно определить взрослому особую позицию для оказания помощи ребенку в социальном взаимодействии с другими. Игра занимает важное место, обусловливает жизнедеятельность ребенка, позволяет свободно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, подчиняясь при этом правилам жизни. Таким образом, в игре ребенок выступает не как объект воздействия со стороны взрослого, а как субъект, который творит свое пространство жизни.

В пространстве игры формируются предпосылки для развития социальных умений и межличностных отношений, которые ориентируют ребенка в сложном мире взрослых людей. В пространстве игры объединяются социальное и природное, естественное и человеческое, культурное и социальное, обеспечивая позитивные результаты социального развития ребенка. Игровое пространство ребенку позволяет постоянно самовыражаться и показывать индивидуальную позицию. Межличностные отношения, созданные в игровом пространстве, могут обеспечить дошкольникам, по нашему убеждению, возможность поддерживать друг с другом эмоционально положительные и социально комфортные отношения.

Игровая деятельность выступает как одно из основных средств формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста. С возрастом обращение к сверстнику начинает использоваться ребенком, прежде всего, для ориентации в сфере задач совместной игровой деятельности. Другими словами, к старшему дошкольному возрасту наблюдается переход от освоения объектных отношений в игровой деятельности к установлению межличностных отношений, где сверстник становится значимым партнером. Возрастание межличностной значимости позиции ребенка-дошкольника проявляется в том, что он оказывается включенным в длительные игровые объединения. В свою очередь, это ведет как к совершенствованию способов общения, так и к «наработке» игровых навыков. Постепенно создаются предпосылки для формирования дружеских отношений, лежащих в основе устойчивых игровых объединений старших дошкольников.

Таким образом, игровая деятельность является основой формирования и проявления межличностных отношений старших дошкольников. В процессе игровой деятельности дети учатся выстраивать отношения, договариваться о пользовании материалом, игрушкой, о совместной игре, учатся считаться с интересом другого ребенка; проявлять заботу об игре, общем деле, оказывать помощь и взаимопомощь, приходить на выручку, объективно оценить себя и других.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

2. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]. – Ярославль, 1996.

3. Краткий психологический словарь /Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский [Текст]. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

4. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст]// Хрестоматия по психологии. – М., 2004. – С. 108-117.

5. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст]. – М., 1996.

6. Репина, Т. Л. Социально-психологическая характеристика группы дет-ского сада [Текст]. – М., 1988.

7. Чеховских М. И. Психология: учеб. пособие [Текст]. – М. : Новое знание, 2008. – 308 с.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть»Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть» Проект «Добрым быть – добрым и слыть» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 25 октября 2020 в 16:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Яна Жилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД