Яна Жилина
Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в раннем детском возрасте. Первый опыт этих отношений становится фундаментом для дальнейшего формирования личности ребенка и определяет во многом особенности его самосознания, отношения к миру, самочувствия и поведения среди людей. Проблема формирования межличностных отношений очень актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений в молодежной среде, наблюдаемых в последние годы (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр., свои истоки имеют в дошкольном детстве.
Публикация «Формирование межличностных отношений детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Для определения сущности понятия «межличностные отношения» нам необходимо определить базовое понятие «общение». Общение – это не только ряд последовательных, отдельных действий общающихся субъектов. Каждый акт общения – это воздействие человека на другого человека, которое происходит в ходе их взаимодействия. Таким образом, процесс общения выглядит как система связанных актов взаимодействия, как считает Б. Ф. Ломов. Межличностные отношения также трактуются многозначно в психологии. Под межличностными отношениями понимается совокупность ожиданий, ориентаций и установок по отношению друг к другу членов группы, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей. В межличностных отношениях эмоциональная основа состоит из эмоциональных проявлений: эмоции, чувства, аффекты. Как подчеркивает М. И. Чеховских, очень сильно на межличностные отношения влияет направленность индивида на внутренний или внешний мир.
По мнению ученых, межличностные отношения, формирование которых начинается в дошкольном детстве, определяют во многом результат адаптации личности к миру, возможность ее жизнедеятельности в конкретном социуме.
В развитии ребенка старшего дошкольного возраста важное место отводится игровой деятельности как исторически сложившемуся виду деятельности, заключающемуся в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и взаимоотношений между ними в специфически условной форме. Так как ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игровая, целесообразно формировать межличностные отношения детей игровыми приемами и средствами.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить в общении старших дошкольников следующие особенности:
- значительно настойчивее и активнее, чем на предыдущих ступенях обнаруживается стремление к разнообразному и содержательному общению со сверстниками, что способствует формированию гуманности в общении;
- четко выражен интерес к регуляции взаимоотношений и нормативам общения;
- контакты со сверстниками становятся личностно обусловленными, более устойчивыми и длительными; складывается система ценностных ориентаций, совместной деятельности, межличностных отношений.
- начинает интерес проявляться к внутреннему миру других людей, к их переживаниям, чувствам, развивается симпатия.
У старших дошкольников межличностные отношения имеют свою специфику: уходит на второй план общение с взрослыми, поскольку потребность возникает в сотрудничестве (ситуативно-деловом) со сверстниками; дети в контакте друг с другом достаточно быстро и легко находят общий язык; появляются среди них отвергаемые и предпочитаемые дети. В старшем дошкольном возрасте, в отличие от других возрастов, коммуникативные действия эмоциональны и насыщенны, общение нестандартно складывается за счет нерегламентированности коммуникаций, что детям позволяет без напряжения и с легкостью общаться через игровую деятельность, которая является в этом возрасте ведущей деятельностью.
У старших дошкольников вместе с потребностью в сотрудничестве выделяется отчетливо потребность в уважении и признании сверстника. Дети с вниманием друг к другу относятся, очень доброжелательны, рады помощь оказать и вступают без труда во взаимопомощь. Такое их общение проникнуто нотками искренности, делается более чувственным, окрашенным эмоционально в теплые яркие тона, непосредственным, непринуждённым и, такое общение что важно, приобретает характер истинной детской дружбы. Старший дошкольный возраст тем специфичен, что в данный период появляется первая подлинная детская дружба. Для всех детей в детском саду открывается возможность завязать эту дружбу впервые. У дошкольников, у которых друзья есть, наблюдается более позитивная самооценка и они демонстрируют более уверенное поведение в группе.
Структура общения детей характеризуется также гендерными особенностями. По мнению Поповой Л. В., гендерные особенности уже в дошкольном возрасте во многом определяют и специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с позиции наличия положительных и отрицательных качеств. Девочки гораздо чаще, чем мальчики оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики, склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок.
Возрастание значимости сверстника проявляется, например, в готовности детей выполнять поручения членов своей группы и, в свою очередь, давать им поручения. Эта тенденция выражается также и в том, что дети общаются не только по поводу налаживания делового сотрудничества, но и сам по себе процесс общения приобретает большую ценность. В связи с этим можно говорить о двух источниках значимого отношения ребенка к другим детям: первый связан с особенностями деловых качеств сверстников, а другой – с возможностями установления положительного эмоционального общения с ними. Такая двойственность процессов развития отношений межличностной значимости проявляется, прежде всего, в игровом взаимодействии детей.
Для более глубокого изучения данного вопроса, рассмотрим понятие «игра». Проблема игры была в центре внимания зарубежных и российских философов, педагогов и психологов в различных контекстах и в различные времена: ученые пытались определить природу игры и ее значимость в развитии ребенка. Всегда рассматривалась игра как один из механизмов воспитания, обучения и развития личности. Исследования содержания понятия «игра» обнаруживают всю степень сложности этого явления, так как «игра» – собирательное понятие и, по мнению М. С. Кагана, «материальное проявление общения людей, которое приобретает здесь специфический характер «общения ради общения».
Игра имеет в жизни ребенка безмерный потенциал для освоения правил жизни, собственных прав и свобод для самореализации. В субкультуре детства игра свою возрастную территорию имеет, в которой важно определить взрослому особую позицию для оказания помощи ребенку в социальном взаимодействии с другими. Игра занимает важное место, обусловливает жизнедеятельность ребенка, позволяет свободно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, подчиняясь при этом правилам жизни. Таким образом, в игре ребенок выступает не как объект воздействия со стороны взрослого, а как субъект, который творит свое пространство жизни.
В пространстве игры формируются предпосылки для развития социальных умений и межличностных отношений, которые ориентируют ребенка в сложном мире взрослых людей. В пространстве игры объединяются социальное и природное, естественное и человеческое, культурное и социальное, обеспечивая позитивные результаты социального развития ребенка. Игровое пространство ребенку позволяет постоянно самовыражаться и показывать индивидуальную позицию. Межличностные отношения, созданные в игровом пространстве, могут обеспечить дошкольникам, по нашему убеждению, возможность поддерживать друг с другом эмоционально положительные и социально комфортные отношения.
Игровая деятельность выступает как одно из основных средств формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста. С возрастом обращение к сверстнику начинает использоваться ребенком, прежде всего, для ориентации в сфере задач совместной игровой деятельности. Другими словами, к старшему дошкольному возрасту наблюдается переход от освоения объектных отношений в игровой деятельности к установлению межличностных отношений, где сверстник становится значимым партнером. Возрастание межличностной значимости позиции ребенка-дошкольника проявляется в том, что он оказывается включенным в длительные игровые объединения. В свою очередь, это ведет как к совершенствованию способов общения, так и к «наработке» игровых навыков. Постепенно создаются предпосылки для формирования дружеских отношений, лежащих в основе устойчивых игровых объединений старших дошкольников.
Таким образом, игровая деятельность является основой формирования и проявления межличностных отношений старших дошкольников. В процессе игровой деятельности дети учатся выстраивать отношения, договариваться о пользовании материалом, игрушкой, о совместной игре, учатся считаться с интересом другого ребенка; проявлять заботу об игре, общем деле, оказывать помощь и взаимопомощь, приходить на выручку, объективно оценить себя и других.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
2. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]. – Ярославль, 1996.
3. Краткий психологический словарь /Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский [Текст]. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
4. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст]// Хрестоматия по психологии. – М., 2004. – С. 108-117.
5. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст]. – М., 1996.
6. Репина, Т. Л. Социально-психологическая характеристика группы дет-ского сада [Текст]. – М., 1988.
7. Чеховских М. И. Психология: учеб. пособие [Текст]. – М. : Новое знание, 2008. – 308 с.