Татьяна Соленова
Музыкальный руководитель. Сценарист, режиссер
▼ Скачать + Заказать документы
Солёнова Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель,детский сад № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : СЦЕНАРИСТ, РЕЖИССЕР.
Статья о важности владения музыкальным руководителем детского сада основами искусства работы над сценарием детского праздника, о взаимодействии педагогов в формировании литературного образа у воспитанников.
Публикация «Музыкальный руководитель, Сценарист, режиссер» размещена в разделах
Ключевые слова:календарь, тематическое направление, сценарий, сюжет, композиция, региональные особенности.
Праздники и развлечения в детском саду планируются образовательной организацией. В детском саду "Балкыш" существует календарь, который обозначает тематику праздников и развлечений на учебный год. Основа праздника - сценарий, разрабатываемый педагогами. Руководит творческой группой старший воспитатель, педагоги разрабатывают тематические направления. Сюжет выбирают на основе традиций организации праздников. Так, в основе сюжетов новогодних праздников общественно-значимые события (Олимпийские игры 2014, литературные произведения (авторские и народные сказки, фольклорные мотивы.
В современном методическом пространстве в изобилии представлены различные сценарии тематических праздников, но традиции авторского подхода побуждают педагогов проектировать ежегодно новые сюжеты.
Сценарий праздника включает основные средства композиции, свойственные литературному произведению:
- сюжет - то, что будет происходить на празднике, система и последовательность основных событий и конфликтов;
- конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия: традиционно у главных персонажей праздника происходят события, при которых герой теряет что-либо, или ему препятствуют "злые силы";
- элементы сюжета отражают ступени развития конфликта –положительные герои при активной помощи детей преодолевают препятствия на пути к цели;
- пролог – своеобразное вступление к развитию сюжета представляется в виде видеозаписи какого-либо события (сюжет об обстоятельствах потери мешка с подарками) или организация "видеосвязи" с персонажем, в котором повествуется о событиях, происходящих с персонажем в данное время.
Дети эмоционально настраиваются на предстоящее действие;
- экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, знакомит с персонажами разыгрываемого сюжета, обстановкой, временем и обстоятельствами действия ;
- завязка — начало движения сюжета; то событие, которое даёт толчок к развитию конфликта, обусловливающий последующие события;
- развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, активные участники действия - дети, педагоги и родители;
- кульминация —момент наивысшего напряжения действия, это - сюрпризный момент утренника, совершаемое героями волшебство. В современном прочтении — это ещё и технически сложное действо;
- эпилог — заключительная часть праздника, где уместно отметить усердие детей в развитии сюжета, предложить им поделиться радостью пережитого удовольствия, выразить благодарность положительным героям и участникам праздника.
Региональная особенность сценариев праздников и развлечений включение в сюжет героев произведений литературы татарских писателей и народного фольклора, а также исполнение литературных и музыкальных произведений на татарском языке. Условный критерий - треть праздника должна содержать элементы регионального компонента. Решается эта задача двумя способами.
1. Часть сюжета, "татарский блок", разыгрывается по произведениям, например, татарских народных сказок: приходят герои Шурале, Водяная, Батыр, Кар-кызы (Снегурочка, Кыш-Бабай (Дед Мороз). Дети становятся участниками разыгрываемого сюжета, участвуют в драматизации, исполняют песни, танцы, участвуют в играх, читают стихотворения.
2. В сюжете праздника участвуют герои, носители национального колорита. Например, в празднике, посвященном сюжету Олимпиады в Сочи олимпийский символ Зайка вел диалог с детьми на татарском языке. В ходе праздника дети исполняют произведения татарских авторов.
Детей целенаправленно подготавливают к восприятию литературного произведения, которое ляжет в основу сюжета или будет использовано в качестве фрагмента праздника. Традиционно, при посещении детьми старшего возраста библиотеки детского сада, воспитатели привлекают внимание детей к книгам, на основе которых будет разыгран сюжет. Педагоги стараются предложить разные варианты литературного издания: отдельная книга, сборник, издания разных лет. Изучают и фильмотеку: если есть возможность, организуется просмотр мультипликационного или игрового фильма по произведению.
Навыки составления сценария, умение придать детскому утреннику форму спектакля, театрализованного действия – важная составляющая профессии музыкального руководителя. Традиции совместного творчества, взаимопонимание и партнерство в реализации образовательных задач – основа успешной работ коллектива Балкыш.
Литература.
1. Алеников В. М. Свой почерк в режиссуре. Москва: Рипол-Классик, 2015.
2. Сайт муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида № 95 «Балкыш» [Электронный ресурс]. Режим доступа : ttp ://edu.tatar.ru/nchelny/page92659.htm.
3. Шубина И. Драматургия и режиссура зрелища : игра, сопровождающая жизнь. Учебно-методическое пособие. Издательство: Феникс, 2006 г.
4. Яруллина Е. Х. Долгосрочный творческий проект — фактор единения участников образовательного процесса // Детский сад от А до Я. 2014. № 3. С. 68–80.