Полина Андреенко
Мини-музей, как форма организации предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на заседание РМО
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым. Восприимчивость ребенка дошкольного возраста особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства создавать развивающую среду, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Публикация «Мини-музей, как форма организации предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Воспитатели нашего детского сада создают и постоянно обогащают развивающую среду в группах: подбирают книги, иллюстрации, предметные картинки, плакаты, дидактические игры, схемы, театры, макеты. Активно перенимаем передовой опыт наших коллег, ищем эффективные методы и приемы обучения, воспитания, развития детей. В частности, успешно используем метод проектов. Один из проектов нашего детского сада –
«Мини-музей в детском саду»
.
• Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
• мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед воспитателями нашего детского сада. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная;
- развивающая;
- просветительская;
- воспитательная.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В нашем детском саду творческой группой разработаны 2 тесно переплетающихся проекта: музей «Русская изба» и «Музей кукол». Проекты долгосрочные, в данный момент находятся на стадии формирования (практический этап). Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Совместно с родителями и сотрудниками детского сада продолжаем сбор экспонатов и оформление экспозиций.
Большую помощь в организации развивающей среды и создании мини-музея оказывает макетирующая деятельность. Макет – это не только результат конструктивно – творческой деятельности, но и очень привлекательное для детей игровое пространство. Совместно с детьми мы создаем макеты кукольных домиков, деревенской избы, подворья.
К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. Действуя с этим материалом, дети знакомятся со свойствами предметов. Многие виды деятельности, в том числе и макетирование, воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
У нас в детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев решили использовать часть спальной комнаты в старшей группе.
Цель создания мини-музея кукол – познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий до наших дней, познакомить со словом «музей».
Экспонатами мини-музея станут не только советские куклы, но и куклы, сделанные руками воспитателей, а также мам и бабушек, совместно с их детьми.
Тряпичные куклы и куклы-обереги, помогают знакомить детей с народными традициями. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях и обрядах. Но невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Поэтому мы решили в детском саду оформить мини-музей "Русская изба". Цель мини-музея «Русская изба»: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Планируемые результаты:
Залог хорошего мини- музея в детском саду - его итерактивность.
Надеемся, что мини-музеи в детском саду позволят воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты можно будет использовать для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев планируем организовывать различные мероприятия: экскурсии, «экспресс-выставки», посиделки.
Мини-музеи должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Мы мечтаем открыть богатую выставку кукол, сделанных руками детей и их родителей из различного материала, и надеемся, что совместная работа ещё больше сплотит коллектив: воспитатели – дети – родители.