Приложение МААМ

Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Анастасия Белова
Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Матрешка как развивающая игрушка, используемая в сенсорном развитии детей дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие и сущность сенсорного развития детей, виды сенсорных эталонов, описывается значение матрешки в развитии детей дошкольного возраста.

Публикация «Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: сенсорное развитие детей, сенсорный эталон, матрешка, дидактическая игра, восприятие.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного развития у детей занимала одно из центральных мест.

Сенсорное развитие ребенка (от лат. sensus – чувство, ощущение) - развитие у ребенка восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, объектах и различных явлениях окружающего мира.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. [3]

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. [4]

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. [3]

Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя остановиться на понятии «сенсорный эталон». Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. [4] Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [1]

Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Для проведения дидактических игр и упражнений с целью сенсорного развития у детей дошкольного возраста используют дидактические игрушки. [3]Одной из таких игрушек является матрешка, имея конструктивные особенности, т. е. сама конструкция подсказывает ребенку способ действия с ней. К этому классу игрушек относятся также : пирамидки, мисочки-вкладыши, стаканчики-вкладыши, яйца-вкладыши и т. п. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Яркая очеловеченная внешность матрешки, сюрпризный момент – все это привлекает внимание детей и поддерживает интерес к ней. Раскрыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, дети будут удивлены этой замечательной развивающей детской игрушкой. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки. Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша играть с ней. [2]

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же способствуют координации руки и глаза, развивают зрительное восприятие, осязание и мышление.

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка как дидактическая игрушка способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать - собрать, учатся делать действия в определенной последовательности. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность. Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. – 2006. - №12.

2. Груничева, С. И. «В гости к нам пришли матрешки» : Дидактические игры // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2013. - № 4. – С. 58-61.

3. Реферат: Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] : https://domashke.net/referati/. /referat-sensornoe-vospitanie-detej-rannego-vozrasta

4. Янушко, Е. А. / Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) : Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возрастаРазвивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Развивающая игрушка из фетра для детей дошкольного возрастаРазвивающая игрушка из фетра для детей дошкольного возраста Игрушки из фетра — настоящее спасение для творческих родителей и педагогов, которые не хотят тратить средства на детские изделия из пластика.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 14:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД