Анастасия Белова
Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Матрешка как развивающая игрушка, используемая в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие и сущность сенсорного развития детей, виды сенсорных эталонов, описывается значение матрешки в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Матрешка как развивающая игрушка для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ключевые слова: сенсорное развитие детей, сенсорный эталон, матрешка, дидактическая игра, восприятие.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного развития у детей занимала одно из центральных мест.
Сенсорное развитие ребенка (от лат. sensus – чувство, ощущение) - развитие у ребенка восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, объектах и различных явлениях окружающего мира.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. [3]
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. [4]
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. [3]
Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя остановиться на понятии «сенсорный эталон». Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. [4] Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [1]
Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Для проведения дидактических игр и упражнений с целью сенсорного развития у детей дошкольного возраста используют дидактические игрушки. [3]Одной из таких игрушек является матрешка, имея конструктивные особенности, т. е. сама конструкция подсказывает ребенку способ действия с ней. К этому классу игрушек относятся также : пирамидки, мисочки-вкладыши, стаканчики-вкладыши, яйца-вкладыши и т. п. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Яркая очеловеченная внешность матрешки, сюрпризный момент – все это привлекает внимание детей и поддерживает интерес к ней. Раскрыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, дети будут удивлены этой замечательной развивающей детской игрушкой. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки. Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша играть с ней. [2]
Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же способствуют координации руки и глаза, развивают зрительное восприятие, осязание и мышление.
Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.
Кроме того, матрешка как дидактическая игрушка способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать - собрать, учатся делать действия в определенной последовательности. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность. Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. – 2006. - №12.
2. Груничева, С. И. «В гости к нам пришли матрешки» : Дидактические игры // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2013. - № 4. – С. 58-61.
3. Реферат: Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] : https://domashke.net/referati/. /referat-sensornoe-vospitanie-detej-rannego-vozrasta
4. Янушко, Е. А. / Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) : Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.