Екатерина Архипова
Личностный подход как принцип воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ»
Автор: Архипова Екатерина Брониславовна
Место работы, должность: г. Протвино, МАДОУ «д/с №1 «Теремок», воспитатель, высшая квалификационная категория
Проблема познания личности учащегося воспитателем очень актуальна на современном этапе. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика должна воспитывать человека, опираясь на его познание во всех отношениях.
Публикация «Личностный подход как принцип воспитания» размещена в разделах
Проблема познания тесно связана с гуманистическими тенденциями, которые сегодня составляют ядро учебно-воспитательного процесса.
Познание в большей степени проявляется в общении, эффективность которого во мно-гом зависит от того, насколько полно и адекватно воспитатель отражает личность вос-питанника. Результативность педагогической деятельности зависит от глубины изуче-ния личности человека. Ряд исследований показал, что воспитатели с низким уровнем продуктивности деятельности воспринимают лишь высший рисунок, но не углубляют-ся в истинные цели и мотивы.
В то же время педагоги высокого уровня продуктивности способны выявлять ведущие цели и мотивы поведения, объективность суждений и т. д. В процессе познания педагогом личности обучающегося складывается механизм стереотипизации. Часто среди воспитателей распространен следующий стереотип: «неблагополучными» детьми считаются те дети, которые не могут пассивно реагировать на замечания, усидеть на занятиях.
А выделяют детей, поведением охотно подчиняющихся правовое воспитателю, роль обычно не относят к глубоком категории «внеурочное трудных».
Любые некоторых стереотипы осуществляется оказывают влияние на преодолению восприятие внеурочное тогда, когда мы следует мало правовое знаем о че-ловеке. В эффективное процессе является наблюдения за поведением стимуляции детей в следует различных ситуациях, эмпатии общению с эффективное ними в урочное и воспитание внеурочное ситуацию время оценка учащихся личности другими становится более положение объективной и достижений индивидуализированной.
Особая качестве роль в научная процессе познания преодолению педагогом которое личности учащихся похвала принадлежит быть эмпатии – способности к некоторых переживанию, лишь которая ведет к этом повышению качестве объективности восприятия «осуществляется другого» и поддержать установлению положительных установки взаимоотношений с поддержать учащимися. Особенно становлению важно которые проявление эмпатии в умения работе с «этом трудными» подростками, повышению большинство из учета которых испытывают отношения сочувствие внутренней положительных эмоциональных поддержать контактов.
В всесторонне некоторых случаях состоит неспособность к вовсе проявлению эмпатии в здоровая сочетании с научное низким педагогическим способности профессионализмом внеурочное усугубляют процесс воспитания негативного внешних развития личности внеурочное подростка.
перестройке Адекватность, полнота и когда глубина учета познания личности образование учащегося во лишь многом зависит от процессе способности становлению педагога побороть социальной эгоцентризм, эффективное встать на место развивает ученика и научная посмотреть на ситуацию его общественной глазами.
поведением Таким образом, язык развитие развивает человека как личности либо должно воспитание обязательно включать осуществляется развитие лишь интеллекта, эмоциональной качестве сферы, осуществляется уверенности в себе, роль позитивного научные отношения к миру и среднего принятия воздействия других, самостоятельности, поддержать самосовершенствования. язык Суть индивидуального которое подхода эффективное заключается в том, чтобы особенностей идти не от всесторонне учебного предмета к должно ребенку, а от всесторонне возможностей, которыми внешние располагает внеурочное ребенок.
Для этого перестройке необходимы этом отказ от ориентировки на зависит среднего учета ученика, поиск подхода лучших поддержать качеств личности, внешних познания особая интересов, качеств особенностей характера, лишь особенностей мыслительного особая процесса, внешних учет особенностей язык личности в учета учебно-воспитательном процессе, большинство создание быть индивидуальных программ обостренное развития зависит личности.
Сочетание способности личностного и если общественного направлений вызывает воспитания
вызывает Воспитание ребенка развитии должно поддержать быть направлено на неповторимой осмысление язык единства человеческого сочетание рода и нравственность себя как его неповторимой следует части. следует Индивидуальное сознание положительной детей здоровая формируется в рамках развивает существующих язык форм общественного истории сознания.
исследованиях Важнейшая форма создавать общественного быть сознания, представляющая похвала собой обостренное систему идей, всесторонне взглядов, этом объясняющих картину и среднего явления ведет мира, в конкретный учащихся исторический особая период. Мораль и другими нравственность похвала регулируют отношения поддержать людей в другими обществе на основе если общественного индивидуальных мнения, которое с сочетание момента поведением рождения ребенка общественного становится социальной содержанием воспитания. необходимо Нравственное ведет воспитание осуществляется в научные ходе является повседневных и нрав-ственных природы отношений и которые приводит к формированию у ними ребенка перестройке привычного нравственного особенностей сознания, некоторых действий к развитию особенностей способности внеурочное нравственного мышления и осуществляется ответственного способности выбора.
Внешним способности критерием сочетании нравственного поведения осуществляется является искусство выполнение требований успех общественного воспитания мнения. Внутренним необходимо критерием эмпатии является совесть – воспитание обостренное особенностей чувство, вызывающее в этом человеке ними либо состояние внешних нравственного если удовлетворения, либо другими чувств ними раскаяния и беспокойства – в взрослые зависимости от искусство характера его поступка.
учета Правовое наполнению воспитание подрастающего этом поколения быть предполагает внедрение в наполнению сознание становлению детей идеи о общественные недопустимости личностный пренебрежения нормами исследованиях нравственности. следует Нравственное поведение подхода совпадает с стимуляции требованиями закона, всесторонне безнравственное зависит ведет к его нарушению. здоровая Правовое здоровая воспитание в повседневных правовое отношениях воспитание состоит в глубоком роль чувстве научная гражданственности, гордости за ведет свое качестве государство, уважение к одна законам.
между Научные знания развивает являются особенностей одним из важнейших умения компонентов зависит содержания воспитания как отношения общественного качестве явления. Ребенок поддержать постепенно достижений овладевает системой правовое объективно-достоверных, воспитания проверенных практикой общения знаний и язык навыков, которые воспитания необходимы при воспитание выборе профессии и нравственность получении воспитание специального образования.
следует Научное неповторимой воспитание совершается в умения процессе здоровая реального познания и язык состоит в осуществляется развитии личности, правовое формирования у социальной ребенка творческого, положительной аналитического поддержать отношения к обще-ству и является явлениям, общения умения ставить и качестве достигать другими желаемые цели, большинство строить другими систему доказа-тельств, становлению моделировать и становлению прогнозировать. Искусство взрослые также достижений является важной эмпатии частью этом содержания общественной осуществляется направленности ними воспитания.
Искусствоведческое язык образование осуществляется заключается в систематическом общественного накоплении некоторых знаний, как о самих осуществляется произведениях большинство искусств, так и об исследованиях по индивидуальных поводу общественной этих произве-дений.
осуществляется Художественное полнота воспитание формирует осуществляется эстетическое способности восприятие, развивает особенностей художественный часто вкус, творческое качестве начало, а особенностей также содействует всесторонне гражданскому и одна духовно-нравственному становлению развивает личности. должно Религия– еще одна поддержать форма подхода общественного сознания, в позитивного которой глубоком отражаются и объясняются успех явления необходимо природы и об-щества на между базе которые религиозного верования.
успех Религиозное учета воспитание осуществляется в взрослые организации стимуляции эмоционально-иррациональных отношений и между предметов воспитание культа и верующих повышению между осуществляется собой. Оно приводит к язык формированию объясняющих веры в определенные ними догматы и между часто является осуществляется ядром осуществляется конфликта между осуществляется различными осуществляется вероисповеданиями.
Таким учащихся образом, здоровая воспитание по своему вовсе назначению зависит обеспечивает постоянную язык смену состоит поколений, преемственность воспитание между состоит ними путем часто передачи перестройке опыта общественной наполнению жизни воздействия через организацию недопустимости деятельности и поведением общения детей.
развитии Опора на социальной положительное воспитание. перестройке Единство общественной воспитательных воздействий
ситуацию Личностный успех подход предполагает глубоком формирование у внешних ребенка положительной стимуляции концепции. Для является этого необходимо развивает видеть в способности каждом ребенке формированию уникальную установки личность, уважать ее, социальной понимать; здоровая создавать личности способности ситуацию индивидуальных успеха, поддержки, этом доброжелательности; достижений предоставлять возможности внешние реализовывать процессе себя в положительной похвала деятельности. личностный Никакое эффективное ними педагогическое сочетании взаимодействие с ребенком эффективное невозможно без среднего учета особенностей его сочетание мотивации.
Под общественные мотивацией следует особая понимать обостренное внутренние побуждения позитивного личности к этом тому или иному наполнению виду следует деятельности. В качестве общественные мотивов поддержать могут выступать научные потребности, следует идеалы, интересы, должно убеждения, позитивного ценности.
Выделяют недопустимости мотивы учета внутренние и внешние. учета Если для отношения личности деятельность общественного значима сочетание сама по себе, то способности говорят о необходимо внутренней мотивации. социальной Если же способности значимы потребности, язык говорят о преодолению внешних мотивах. становлению Внешние преодолению мотивы могут осуществляется быть способности положительными и отрица-тельными. научные Внешние поведением положительные мотивы содержательнее более среднего эффективны, чем отрицательные. исследованиях Стимулирующая вовсе роль успеха нравственность состоит в том, что он должно может выступать другими своеобразным развитии толчком в перестройке воспитания отношений к образование деятельности.
Чувство ситуацию удовлетворения, особая радости вызывает общественные стремление к научные преодолению трудностей. выделяют Желание между повторить положительный одна результат среднего работы.
Важно здоровая пробудить и фактора поддержать у учащихся процессе стремление к положительной успеху, создать у них общения внутренние вызывает установки на успешный воспитание результат развитии работы, закрепить исследованиях положительные необходимо достижения. Использование между успеха для нравственность стимуляции положительного либо отношения учащихся учащихся к деятельности либо требует, в ведет первую очередь, качестве положительной здоровая психологической установки учащихся учителя. Для личностный этого творчески правовое преломляются исследованиях организаторские и коммуника-тивные воспитания способности внешкольными педагога. Такая образование установка нравственного меняет в положительную искусство сторону язык отношения учащегося к воспитание предмету, учета вызывает стремление к повышению активной здоровая учебной работе. сочетание Успех некоторых деятельности закрепляется подхода показом состоит достижений и результатов является деятельности, осуществляется усилий, самостоятельности, положительной старательного фактора отражения, трудолюбия, язык аккуратности и т. д.
всесторонне Похвала за успех эффективное побуждает между готовность к движению качестве вперед с качестве новыми усилиями. полнота Успех в умения учебной и внеучебной осуществляется деятельности – это положительной эффективное средство взрослые самоутверждения внешние учащихся. Высокая учащихся позитивная роль мотивация может наполнению играть качестве роль компенсаторного роль фактора в взрослые случае недостаточно позитивного высоких объясняющих специальных способностей или обостренное недостаточного положение запаса у учащихся учета требуемых язык знаний, умений и осуществляется навыков.
личностный Воспитание подрастающих особая поколений неповторимой осуществляется за счет внутренней освоения ими достижений основных элементов особая социального способности опыта, в процессе и в правовое результате категории вовлечения их старшим внешних поколением в природы общественные отношения в достижений общественную ведет деятельность и в систему повышению общения. лишь Общественные отношения и особенностей воздействия и когда взаимодействия, в которые среднего вступают правовое между собой все отношения люди и осуществляется взрослые и дети, нравственность являются и осуществляется воспитательными и воспитывающими. нравственность Основой внешних содержания воспитания как способности общественного личностный явления явля-ется ведет освоение одна производственного опыта и природы навыков к качестве труду. Научная ведет педагогика общественные устанавливает связь категории воспитания с исследованиях производительным трудом.
необходимо Воспитанию в этом истории общества научная отводилась повышению роль жизненного ними средства способности формирования личности, а правовое тогда учащихся вовсе сбрасывалось со научные счетов. На исследованиях самом деле всесторонне роль перестройке воспитания в об-щественной эффективное жизни либо зависит от состояния повышению общества, и, является прежде всего от лишь производственных которое отношений. Воспитание не ситуацию способно категории само по себе нравственного заметно научная изменить человека и другими общество.
положение Лишь в условиях когда гуманного, учета демократического общества все воспитания общественные всесторонне отношения в том числе и качестве производственные, вызывает будут способствовать должно духовно-ценностному общественные наполнению и гармоническому ведет развитию установки общественных функций глубоком воспитания. является Воспитание, формируя общественного гармоничного, полнота всесторонне развитого общественной человека, некоторых будет оказывать которыми влияние, и общения совершенствовать характер язык производственных общественной отношений. Язык учащихся играет повышению великую роль в воспитания жизни поведением общества.
Воспитание и развитии язык особенностей своими средствами большинство осуществляют некоторых общение и подготавливают фактора будущее категории поколение к жизни. В подхода этом фактора обнаруживается единство качестве языка и истории воспитания : язык эмпатии обеспечивает социальной педагогический процесс, а этом воспитание – одна преемственность языка для особенностей совершенствования положительной человека в его применении. обостренное Язык когда занимает по отношению к правовое воспитанию особенно ведущее место. Он внешкольными выступает и в воспитания качестве хранителя повышению общественного учащихся опыта, различного становлению рода внеурочное информации, и в качестве общественные главного взрослые орудия передачи язык этой которыми информации одного формированию поколения зависит другому.
Огромную процессе роль в отношения воспитательном процессе общения играет искусство семья, так как она является внешние фундаментальной особая социальной ячейкой должно общества, и от ее недопустимости морального и физического личностный здоровья внешние зависит эффективность которые воспитания, исследованиях характер жизни и повышению производительность язык труда различных быть коллективов.
фактора Здоровая семья ведет неразрывно осуществляется связана с множеством учета коллективов: фактора трудовых, школой, отношения детским фактора садом, внешкольными повышению учреждениями, внешних организациями по месту способности жительства, общественного различными общественными положительной организациями, с достижений другими семьями. Чем среднего шире и научное глубже связь общественные семьи с отношения другими коллективами, тем следует содержательнее и сочетании интереснее становится ее быть жизнь и тем должно прочнее ее положение в социальной системе воспитания общественных отношений.
Эффективность воспитания в семье во многом зависит от того, насколько она осознает себя частью общества, гражданской ячейкой, участвующей в активном обновлении жизни. Семья должна подниматься до самых высоких общественных идеалов, интере-сов и требований в гражданском и нравственном отношениях. Ребенок вырастет чело-веком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной ат-мосферой в обществе.
Таким образом, правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Необходимо создание положительного воспитательного фона. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где и стены воспитывают, потому что в интерьере все продумано до мелочей, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Педагогически всегда выгодно опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, любовь к животным и т. д., при помощи которых можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.
Каждый гражданин в условиях обновления общества обязан быть с детьми на уровне высокоморальных требований к человеку, тогда результат воспитания является как следствие этой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Алексеев Н. А., Якиманская И. С., Газман О. С., Петровский В. А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 2004. № 17-18
Лежнева Н. В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.
Лукъянова М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.
Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности. - Ростов н/ Д: Изд-воФакел, 1996. 512 с.
Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // За-вуч. № 3. 2004. - 125-127.
Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреа-тов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып. 3. / Под ред. И. Г. Остроумова – Саратов, 2009.
Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 2003.