Татьяна Чеховская
Консультация «Квиллинг — это интересно и не только»
▼ Скачать + Заказать документы
Квиллинг - это интересно и не только
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом.
Публикация «Консультация „Квиллинг — это интересно и не только“» размещена в разделах
- Квиллинг
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных то-чек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев".
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и развитием не только речи, но и интеллекта.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Мелкая моторика - разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Недостаточно развитая мелкая моторика препятствует успешному обучению ребёнка в школе. Поэтому, изучение уровня развития тонких движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста с ОНР, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу: у 90% детей движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности, у 60% - мелкая моторика пальцев рук характеризуется двигательной неловкостью, а у 80% - малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложных скоординированных движений ведущей руки. Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности, к выполнению точных и сложных движений.
В настоящее время в логопедических группах дошкольных учреждениях в работе с детьми с ОНР уделяется большое внимание для решения этих проблем. В педагогической практике используются различные виды работ по развитию мелкой моторики. Одним из малоиспользуемых в работе с детьми направлений, но очень эффективным, является - квиллинг.
В России искусство квиллинга считается корейским. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
Квиллинг (англ. quilling) — называемый также бумагокручение, бумажная филигрань (англ. paperfiligree) — искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т. п., из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.
Этому вопросу хочется уделить особое внимание, т. к. при бесспорном великолепном развитии мелкой моторики эта техника способствует развитию коры головного мозга и сенсорному развитию ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Полоски бумаги позволяют создавать не только плоскостные работы, но и двух - трёхмерные формы (квадрата, овала, звезды, полусферы.). Работа может содержать разнообразное количество одинаковых (по форме, величине, цвету) деталей, для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).
Здесь же, закрепляются навыки счёта и сравнения по количеству, т. к. ребёнку нужно пересчитывать полоски бумаги или готовые детали, во время составления композиции или работы с образцом, и развивается ориентировка на плоскости и в пространстве.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).
Любая поделка, открытка или объёмная игрушка, состоит из нескольких деталей. Разбирая последовательность работы, вычленяя части из которых состоит поделка, ребёнку приходится соотносить их с геометрическими формами или давать им образные названия, для более сложных форм (листик, таблетка.).
Во время работы ребёнок постигает гармонию цвета, происходит закрепление названий основных цветов и знакомство с их оттенками, так как во время изготовления поделки используется богатая цветовая гамма бумажных полосок.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный. Имея перед глазами полоски одного тона, но разных оттенков, дети стараются дать им названия (с помощью взрослого, сопоставляя их с уже имеющимися в опыте представлениями ( желтый: лимонный, солнечный, цыплячий., что обогащает словарь ребёнка.
При этом пальчики ребенка соприкасаются с бумагой разной фактуры и толщины. При скручивании бумажных полосок и изготовлении деталей, у детей развивается владение пальчиками и различное по силе нажатие. Так как получение плотных и рыхлых форм, использование бумаги разной фактуры и толщины, требует не одинакового усилия.
Занимаясь квиллингом, дети становятся более аккуратными и трудолюбивыми. Обычно принято считать, что поделки малышей недолговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а не результат.
Конечно, это отчасти верно: для детей изготовление поделки - это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для взрослых. Но чем старше становится ребёнок, тем сильнее он хочет видеть плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них родителей. Эта техника, даже на начальном этапе обучения, позволяет получить красивый результат, владея лишь минимальными умениями и навыками. Это создаёт дополнительный стимулирующий к творчеству фон.
А ещё такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное - творчество дарит ребёнку удовольствие и уверенность в своих силах.