Ирина Косова
Культура школы как фактор социализации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица
до последних высот человеческой мысли».
М. И. Калинин
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают,
было хорошо.»
В. А. Сухомлинский
В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е. В. Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В. П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н. Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?
Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.
Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:
Вежливость,тактичность,деликатность,корректность,достоинство,аккуратность,обязательность,скромность и др.
Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила
поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М. М. Поташник, А. М. Моисеев)
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К. М. Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
1. Символы учебного заведения
2. Герои школьного сообщества
3. Язык организации
4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
5. Профессиональные и общечеловеческие ценности
По мнению В. П. Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.