Любовь
Комплекс упражнений для развития коордионационных способностей
Слово «координация» означает «взаимоупорядочение». Когда речь идет
о координации движений, имеется в виду согласованность в работе различных
групп мышц человеческого тела, направленная на достижение определенного
двигательного эффекта. Прежде всего, это точность, способность правильно распределять силу, скорость. Например, шофер, останавливая машину, координирует силу нажатия на педаль тормоза и действия рулевого управления со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины; плотник соизмеряет силу нажатия на рубанок и скорость его движения с изменяющимся мускульным ощущением сопротивления древесины; кузнец соотносит силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя ее по цвету раскаленного металла [4]. 140
Публикация «Комплекс упражнений для развития коордионационных способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В процессе координации движений согласуется работа мышечных
движений и тех или иных органов чувств [4].
Координационные способности можно развивать разнообразными
способами. Улучшение различных компонентов двигательной координации:
совершенствование точности мышечных усилий, повышение скорости реакции
– двигательной памяти, согласованности действий, происходит в процессе
систематических занятий различными видами спорта и выполнением
специальных физических упражнений [3].
В процессе выполнения специальных упражнений можно развить такое
необходимое качество, как координация движений. Создана специальная
система физических упражнений, направленных на тренировку точных
движений рук и ног, повышение мышечно-суставной чувствительности. [2].
Координация движений хорошо развивается в процессе освоения игры
на различных музыкальных инструментах, требующих определенной сноровки
(фортепиано, баян, гитара и др., а также в процессе лепки, рисования, вязания, жонглирования. Полное развитие координации движений происходит только после 13–14 лет [2].
Кувырок является одним из базовых гимнастических упражнений.
Техника выполнения упражнения следующая: из упора сидя, направить плечи
вперед и перенести вес тела на руки, ноги выпрямить, наклонить голову до касания подбородком груди, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат, опускаясь на лопатки, спину, затем согнуть ноги, руки после отталкивания поместить на голени, сохраняя при этом группировку, перейти в упор присев. При выполнении следует следить за плотной группировкой. Это упражнение является разминочным при выполнении комплекса упражнений для развития координации [3, 6].
Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, поместить руки
назад, руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 55—75 см от пальцев ног перед плечами, оттолкнуться ногами и сделать кувырок в
группировке. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сгибание ног в коленях
происходило в момент касания лопатками пола.
Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. В этом
случае требуется убрать все мешающие предметы, о которые можно
удариться. Упражнения за счет своей динамической нагрузки улучшают
координацию движений [3, 6].
Кувырок вперед с прыжком вверх (с разворотом на 180 градусов) –
кувырок назад с прыжком вверх (с разворотом на 180 градусов). Это
упражнение по технике выполнения схоже с предыдущим. Однако положение
тела при выполнении первого кувырка является промежуточным, его
необходимо развернуть на 180 градусов для выполнения кувырка назад.
Данное упражнение также улучшает координацию динамических упражнений и
развивает устойчивость при развороте тела [3, 6].
Кувырки назад. Техника выполнения данного упражнения: из упора
присев – ноги на ширине ступней, плечи слегка направить вперед,
сгруппироваться; наклонить голову вперед, отталкиваясь при помощи рук,
быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечи, перевернуться
через голову; разгибая руки, перейти в упор присев. При выполнении этого упражнения нужно соблюдать следующие моменты: __ ISCIENCE.IN.UA «Актуальные научные исследования в современном мире» ___
Выпуск 12(68) ч. 9
- в упоре присев необходимо выставлять плечи вперед;
- при перекате назад необходимо сохранять плотную группировку, пока
шея не коснется мата.
- разгибание рук необходимо начинать до касания мата ногами.
Данное упражнение улучшает координацию движений при движении
тела назад [3, 6].
В развитии координации также важны следующие условия:
- отсутствие вредных привычек – курение, злоупотребление
алкогольными напитками;
- регулярные занятия спортом (командные виды спорта, легкая атлетика,
единоборства, лыжи и т. д.);
- полноценный ночной сон (порядка 7-9 часов в сутки);
- полноценное, сбалансированное питание (3-5 раз в день).
Соблюдая выполнение совокупности всех вышеперечисленных условий
в сумме с комплексом упражнений, направленных на улучшение координации
движений, человеку можно значительно улучшить свои координационные
способности [5].
При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования
координационных движений человек способен значительно быстрее и
рационально овладеть различными двигательными действиями.
Высокая степень развития координационных способностей оказывает
положительное влияние на овладение новыми двигательными навыками.
Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно
длительного срока и зачастую играют важную роль во многих аспектах жизни
человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дьячков В. М. Физическая подготовка спортсмена. - М. : Физкультура и спорт,
1961. – 193 с.
2. Лях В. И. Координационные способности школьников//теория и практика
физической культуры. №1, 2000. – 24 с.
3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 336 с.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Координация_движений [Дата обращения
05.11.2020]
5. https://studfile.net/preview/8145510/ [Дата обращения 05.11.2020]
6. https://infourok.ru/tehnika-vipolneniya-kuvirka-vpered-1864857 [Дата
обращения 05.11.2020]