Бакулярова Светлана
Консультация «Как создать инновационную развивающую предметную среду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как создать инновационное развивающее предметную среду?
Образовательная среда - совокупность внешних условий, факторов, воздействий, способов обучения и воспитания, необходимых для успешного функционирования образования. Это один из главных факторов совершенствования образовательного процесса. Другими словами, это среда для формирования и развития личности. Образовательная среда имеет такие характеристики, как: целостность, разнообразие, вариабельность, субъективность, социокультурная мобильность, скоординированность, эмоциональная насыщенность. Среда направлено на развитие ребенка в различных сферах детской жизнедеятельности: физическому, познавательно-интеллектуальной, социально-нравственной, коммуникативно-речевой, художественно-эстетической, предметно-практической. Факторы развития среды влияют на взрослых и детей непосредственно и опосредованно, ситуативно и систематически. В зависимости от этих факторов выделяют основные виды развивающего образовательного среды : предметное, естественно, информационное, социальное, внутреннее (пространство собственного Я личности).
Публикация «Консультация „Как создать инновационную развивающую предметную среду?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно развивающую среду в ДОУ и его роль неотъемлемой составляющей в организации светящиеся процесса является экологический подход. Ведь именно предметное окружение является стимулом к различным видам деятельности ребенка, где она может использовать приобретенные знания и обогатить свой опыт. Для обеспечения детской жизнедеятельности в развивающей предметной среде, необходимы разнообразные материальные средства для полноценного развития личности. Очень важно, перед поступлением ребенка в школу, грамотно и рационально обустроить развивающую предметную среду здо. Для повышения эффективности реализации образовательного процесса необходимо соответствующее современное оборудование. Это позволит также развивать ребенка в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Экологический подход предполагает функциональность развивающей предметной среды. Это значит сначала обоснование и прогнозирование реальной потребности учреждения в оснащении, а уже потом проектирования и обустройства образовательного пространства. С чего начать обустройство развивающей среды? Создание развивающей предметной среды - достаточно сложный процесс, с несколькими уровнями. В ходе проектирования разрабатывают прототип этой среды, в частности: структура среды; размещение отдельных составляющих и правильное их сочетание в среде; возможность трансформации, мобильного перемещения отдельных составляющих; наполняемость оборудованием и средствами. Создают различные варианты развивающей предметной среды на основе проектирования. Обязательно учитывают потребности детей в соответствии с возрастной группы. Следующим этапом является выбор оптимального варианта и в соответствии с ним обустройства среды.
Принципы при проектировании развивающей среды. Есть 13 принципов, которые помогут Вам в проектировании предметного развивающей среды :
1) Учитывайте возраст воспитанников. При выборе средств и оборудования для обучения берите во внимание потребности детей разного возраста. А также ориентируйтесь на сенситивные периоды. Это так называемые «окна возможностей», которые подсказывают оптимальный период для обучения ребенком чего-то. Их легко заметить, если наблюдать за интересом ребенка к определенным видам занятий.
2) Развивающая направленность. Обустраивать ячейки необходимо с учетом наиболее актуального занятия для развития ребенка в настоящее время. Ориентируйтесь на личностный подход и творческое развитие ребенка.
3) Расширение и совершенствование. Важно разнообразить условия развития ребенка, возможности для ее качественного обучения. Необходимо максимально обогащать деятельность ребенка в среде, удовлетворять потребности ее развития.
4) Сочетание различных видов деятельности, таких как общение, игра, труд, познавательно-поисковая, двигательная, художественно-речевая, изобразительная и других.
5) Функциональности. Нашей задачей является подстроить элементы предметной среды в образовательных целей и программы. Они должны отвечать требованиям: практичность в использовании, мобильность, вариабельность.
6) Культура - со ответственности, в связи с реальной жизнью.
7) Диалога и сотрудничества. Пространственное размещение и содержание организации должно способствовать сотворчества и общения сверстников между собой и со взрослыми.
8) Динамичности. Наполнение среды должно быть мобильным, для того чтобы его можно было легко менять и совершенствовать. Однако нужно обеспечить относительное постоянство, для ощущения комфорта и защищенности. На основе этого постоянства можно вносить необходимые коррективы. Такие периодические изменения и обновления среды позволят не терять интерес воспитанников к обучению. Не забывайте наполнять среду в соответствии с предпочтениями детей, а также учитывайте психолого-педагогическую целесообразность.
9) Активности. Среда должна побуждать к активному развитию и досуга детей, взаимодействия с его наполнением. Оно должно быть рассчитано на снижение чрезмерной активности ребенка, чтобы «переключить» ее на другие виды деятельности.
10) Эмоционального комфорта. Принцип основан на ощущении благополучия взрослого и ребенка в предметной среде. Для этого нужно обеспечить положительные эмоции, разнообразие впечатлений на общем положительном эмоциональном фоне.
11) Центрирование. Помогает комфортно располагаться в пространстве, позволяет взаимодействовать детям в группах, не мешать друг другу, поочередно менять вид деятельности.
12) Эстетичности. В обустройстве помещений, площадок, территории заведения важно совмещать обычные и нестандартные элементы. Нужно ориентироваться на общие каноны эстетической организации предметной среды. Правильное оформление создает благоприятные условия для комфортного и интересного пребывания детей.
13) Безопасности. Обустраивать развивающую предметную среду следует не только эстетически, а безопасно. Нужно организовывать среду в соответствии с санитарно-гигиеническими, технико-эргономических норм безопасности в отношении зданий, участков, оборудования и учебных средств.
Создание модели развивающей среды. Модель развивающей предметной среды может иметь форму как элементарного макета помещения, так и участки территории. В моделировании среды помогут различные схемы, рисунки, планы. Нужно использовать принцип вариативности, то есть различные варианты моделей в оформлении. Это создаст оригинальный, индивидуальный образ каждого детского сада. Предметная среда создают с расчетом на длительный срок пребывания детей в учреждении, в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей, как в помещениях, так и на площадках. Педагог создает такие условия, чтобы ребенок имел право выбора места и содержания деятельности, делает все необходимое для личностного роста учащихся. Однако ограниченность площадей помещений и участков заведения дошкольного образования, лимитированное количество определенных средств и оборудования могут создавать некоторые сложности. Поэтому рекомендуется, кроме небольших ячеек в групповых помещениях, обустраивать большие функциональные центры. Сюда можно отнести спортивный зал, музыкальную, театральную зону, художественную мастерскую, лабораторию, небольшой музей.
Виды образовательных центров. В групповых помещениях выделяют такие образовательные центры: книжный, выставочный, естественный, художественной деятельности, театральной деятельности, образовательно-познавательной деятельности, игровой с различными видами игр - спортивными, интеллектуальными, настольными, конструкторско-строительными, родительский, выставочный и тому подобное. Выбор ячеек должно осуществляться на основе возрастной категории детей, уровня и содержания образовательной программы, приоритетных направлений работы с детским коллективом. Количество, виды и размещения ячеек в группе может меняться. Важно сразу составить и представить ученикам простые, но эффективные правила пребывания и деятельности детей в групповых ячейках. Это позволит избежать конфликтов, беспорядка, чрезмерного скопления детей. Для того чтобы воспитанники охотно придерживались этих правил, рекомендуем создавать их совместно с учениками.
Как предотвратить избыточности при оформлении интерьера? Важно использовать принципы целесообразности и органичности. Обустраивая развивающую предметную среду, следует выбирать оборудования соответствующего размера к возрастной группе детей, надежные материалы, удобные конструкции. Необходимо определять оптимальные варианты их замены, взаимного сочетания, удобные места размещения и хранения. Избегайте избытка картин, плакатов, стендов, макетов. Это приводит к психологической усталости детей и рассеяния их внимания. Не бойтесь менять подходы к созданию предметной среды, позволяйте педагогам раскрывать свой творческий потенциал в этом направлении. Однако, все же стоит прислушаться к советам и наставлениям. Все это будет способствовать комфортному и успешному пребыванию воспитанников в учреждениях дошкольного образования.