Наталья Порогина
Как научить детей импровизировать в танце
▼ Скачать + Заказать документы
Импровизация – вид танцевального искусства. В переводе от латинского (improvisus) означает непредвиденный, внезапный, неожиданный. Она по-своему проявляется в каждом виде искусства: в литературе, театре, музыке, танце.
Импровизация - это высшая форма танца, которая совместила в себе прекрасное владение телом, раскрепощенность, развитое чувство музыки и ритма, артистизм, богатое воображение и яркую фантазию.
Публикация «Как научить детей импровизировать в танце» размещена в разделах
Танцевальная импровизация - это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений - это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. [5] Неважно даже, как человек танцует, в данный момент важны его ощущения, чувства и мысли, которые он выражает в это мгновенье своим танцем.
Современные тенденции организации образовательного процесса:
от идеи к результату
Танцевальную импровизацию называют языком души, отражением выпущенного на свободу внутреннего Я. Не думая об очерёдности движений, не сковывая тело рамками стиля, танцор отдаётся во власть стихии, наслаждаясь движениями, рождёнными не разумом, а самим его существом. Известный специалист в области танце-двигательной терапии и импровизации Александр Гиршон приводит на своем сайте (http://girshon.ru) 5 определений танцевальной импровизации и дает свое собственное определение. Импровизация, по его мнению, это - возможность быть любым. [6]
Танцевальная импровизация с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение. Во многих народных танцах люди продемонстрировали силу, ловкость, удаль. Импровизация в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.)
В начале XXв. на сцене появляется американская танцовщица Айседора Дункан, которая внесла новое течение в хореографию. Она основоположница свободного пластического танца. Импровизация была основой танца Айседоры Дункан. Она говорила своим воспитанникам: «Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка» [7]. «Нет такой позы,- считала она,- такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли» [7]. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений. Она сама удивительно двигалась под любую мелодию, танцевала симфонии и сонаты Бетховена, ноктюрны и прелюдии Шопена, Глюка, Моцарта, Шумана – танцевала то, что другие люди говорят, поют, пишут, играют и рисуют.
Можно ли научить импровизировать детей? Cуществует ли способность к импровизации, и что это такое? Способность к импровизации - индивидуально психологическое свойство личности, которая позволяет без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей задачи увидеть проблему, быстро, самостоятельно осуществить поиск ее решения и применение оригинальных способов достижения. [8]
У детей способность импровизировать существует подспудно, ее можно и нужно развивать. Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребенка, развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, артистизм, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Она возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а так же на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая, трудоемкая работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также дол-жен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. По-этому задача педагога-хореографа: совершенствовать двигательные навыки у детей, развить способности к импровизации, поддержать в них желание творческого самовыражения, помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность, проявить свою фантазию, умение наслаждаться танцем.
Современные тенденции организации образовательного процесса:
от идеи к результату
На занятиях хореографией педагог должен постепенно подводить детей к импровизации, то есть свободного, непринужденного движения под музыку, чтобы они научились импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе усвоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные движения. Очень важен удачный подбор подходящей музыки. Музыка, которая не просто вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, а по-настоящему волнует, трогает некие струны души и совершенно невозможно усидеть на месте, едва раздаются её первые аккорды. Не погрузившись в ритм, не прочувствовав полноту мелодии, нет смысла импровизировать.
Для танцев используется преимущественно классическая музыка, потому что классическая музыка понятнее для детей, ее легче танцевать, т. к. в ней ярко выражены эмоции, впечатления, ритм. Научившись танцевать под классическую музыку, легко танцевать под любую.
При использовании импровизации на занятии никакого предвари-тельного прослушивания музыки и разучивания движений не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным воздействием музыки. При этом педагог должен напомнить, что движение должно не предшествовать музыке, а следовать за ней. Оно должно быть сделано, только если музыка «говорит» нам его сделать. Не стоит подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих детей, так как это приводит к слепому копированию. Не нужно мешать детям свободно импровизировать, но педагог должен следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Ему следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Развивать способность импровизировать в танце на занятиях помогают различные упражнения.
Упражнения для развития навыка импровизации. Часть этих упражнений можно делать и одному, другие с партнером или в составе группы. При регулярном выполнении этих движений можно быстро развивать способность импровизировать в танце. С этих упражнений можно начинать, либо наоборот заканчивать занятия танцами.
Одним из эффективных упражнений на импровизацию является медленное движение. Оно развивает пластичность и позволяет сфокусировать сознание на внутренних ощущениях.
1. Медленное движение.
Нужно начать с движений очень маленькой амплитуды, можно просто раскачиваться из стороны в сторону, перенося равновесие с одной ноги на другую. Дети должны почувствовать, как движение зарождается глубоко в теле. Затем нужно постепенно увеличивать амплитуду движения, используя все больше пространства. Плавные движения позволяют ментально исследовать собственное тело и рождают бесчисленное множество форм комбинаций.
Этим упражнением можно начать танцевальное занятие, что позволит подготовить мышцы и суставы к более серьезным нагрузкам.
Другое упражнение, позволяющее научиться импровизировать в танце, называется «следуй за мной».
2. «Следуй за мной»
Оно выполняется в группе. Один танцор начинает произвольно двигаться, все остальные участники повторяют движения ведущего. Через не-которое время ведущий меняется. Каждый участник может побывать в ро-ли ведущего. Это упражнение — отличный способ не только научиться быстро схватывать новые танцевальные движения, но и копировать мане-ру исполнения других танцоров.
3. Чтение книги
Современные тенденции организации образовательного процесса:
от идеи к результату
Для этого упражнения на импровизацию понадобится книга, лучше всего взять какую-нибудь детскую сказку. Каждый из участников называет номер страницы и строки. Прочитав эту строчку, танцор пробует выразить ассоциативный смысл через танец, обращая особое внимание на глаголы и прилагательные. После того, как все участники исполнят свой кусочек, можно попробовать сделать их одновременно всей группой. При помощи этого несложного упражнения можно создать необычную танцевальную комбинацию. [9]
В каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, фантазии, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. Импровизация помогает педагогу развивать на занятиях это творческое начало, творческую фантазию, воображение. В этих целях он может давать детям различные творческие задания. Примерами таких заданий может явиться импровизация танца листьев дерева, развеваемых на ветру, снежинок, цветов, заводных игрушек, переводить в движение интересные предметы, явления природы, растения и т. д. Арсенал танцевальной лексики (разновидность шага, бега, подскоков и т. д.) дополняют, как правило, пантомимические движения (жесты согласия и несогласия, благодарности, просьбы, приветствия и т д.). Самое главное в этом то, что дети сами самостоятельно подбирают и комбинируют знакомые движения и придумывают свои собственные, оригинальные элементы для этюда или пляски, игры, изображают с помощью пластики знакомых животных, птиц, растения и, наконец, создают свой образ или танец.
Таким образом, использование различных упражнений на импровизацию, творческих заданий на уроках хореографии способствует развитию способности у детей к импровизации.
Современные тенденции организации образовательного процесса:
от идеи к результату
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиршон А. Импровизация и хореография. – Альманах 1. – 2012.
2. Запора Р. Импровизация присутствует. – Альманах 1. – 2012.
3. Овсянникова В. С. Приемы развития способности детей дошкольного возраста к тан-цевальной импровизации // научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитар-ные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч. -практ. конф. № 12. URL: sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 28.02.2019)
4. Гришон А. Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 10.02.2019).
5. Рудакова Н. Индивидуальная траектория развития. Импровизация, как способ твор-ческого самовыражения [Электронный ресурс]. – Режим досту-па. URL: https://урок. рф/library/individualnaya_traektoriya_razvitiya_improvizatciya_ka_140825.html (дата обращения 18.02.2019).
6. Александр Гиршон. 5 определений танцевальной импровизации [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://old.girshon.ru/txt/5.htm (дата обращения 26.02.2019).
7. Дункан Айседора – биография актера, личная жизнь, спектакли и фото [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8961/aisedora-dunkan
8. Григорьева М. В. Личностные факторы развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-faktory-razvitiya-sposobnosti-improvizatsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 27.02.2019).
9. 3 простых упражнения для танцевальной импровизации [Электронный ресурс]. – http://alexisdg.org/3-prostyx-uprazhneniya-dlya-tancevalnoj-improvizacii/