Юлия Гусева
Как формировать познавательное отношение к миру у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Какие они разные, эти двухлетние малыши!
Одни неутолимы в своем стремлении познать окружающий мир, лезут в каждую щелку, хватают все, что попадается им под руку. Это не всегда нравится их родителям. Малышей останавливают, запрещают, наказывают, ограничивают их свободу передвижения и познания. Такие дети в свои два года еще не утратили присущего им любопытства, но в детский сад они приходят уже с достаточно большим отрицательным опытом, полученным от многочисленных «нельзя», «не трогай», «не смей».
Публикация «Как формировать познавательное отношение к миру у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Другие – пассивны и даже малоподвижны; играют и манипулируют с теми игрушками, предметами, которые предоставляют в их распоряжение взрослые; робки в самостоятельных познавательных проявлениях, часто действуют с оглядкой на взрослых. Обычно родители очень довольны такими малышами – ведь они не требуют к себе особого внимания и терпения. В детском саду их ставят в пример другим, именно они считаются послушными детьми. Но их пассивность должна насторожить. Это проявление равнодушия к познанию.
Работая с детьми следует:
Поддерживать у малышей их природное любопытство.
Разжигать у малышей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому.
Поощрять малейшее проявление интереса.
Создавать условия, способствующие развитию познавательной сферы и исключающие постоянные запреты и ограничения.
Познавательное отношение к миру у детей 2-3 лет можно формировать во время :
Наблюдений за интересующими малыша объектами, событиями, явлениями.
«Экспериментирования и «исследования» свойств и качеств отдельных предметов.
Прогулок на свежем воздухе в разное время года.
Ребенок смотрит на мир. Маленькие дети с интересом могут наблюдать самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности. К проявлениям любознательности следует относиться очень бережно, так как для двух-трехлетнего малыша это одна из наиболее доступных, естественных форм познания мира. Главная цель наблюдений – дать ребенку возможность почувствовать и пережить происходящее.
Что же можно наблюдать с малышами? Не тратьте времени на поиски объектов для наблюдений. Достаточно быть внимательным к проявлениям любопытства самих детей. С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, повседневные, незначительные с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малыша – это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации. Оказывается, что:
Если камешки намочить, то они преображаются, изменяются.
Из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно.
Ткань состоит из ниточек.
Не все предметы тонут в воде.
Шишка и листья такие разные.
В одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя.
И в детском саду есть посуда, которая бьется.
Вид из окна в группе отличается от вида из окна в раздевалке.
Под стулом можно проползти и под столом тоже.
Не в каждую дырочку (отверстие) можно просунуть пальчик, а заглянуть можно в каждую, но не всегда что-то увидишь.
Увидеть что-то интересное можно не тоько на улице, в окно, но и в замочную скважину.
Внутри будильника, который мама дома не разрешает трогать, одни колесики и винтики, вкусного ничего нет.
Не все предметы можно соединить или сцепить друг с другом: два крючка соединяются, а два кольца - нет.
У каждого предмета есть свой звук.
Снег тоже мокрый. И т. д.
Вы заметили, что ребенок что-то рассматривает, подойдите и поинтересуйтесь, чо нашел малыш, за чем наблюдает. Участие взросло в детских наблюдениях обязательно: взрослый ведет наблюдение вместе с ребенком и комментирует все происходящее. Комментарий должен быть немногословен и очень реалистичен. Он поясняет то, что ребенок в данный момент непосредственно воспринимает.
В истоках любого познания лежит определенное отношение человека к тому, что он познает. Необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Всем своим поведением доказывайте и показывайте детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.