Ольга Дитина
Статья к юбилею композитора
▼ Скачать + Заказать документы
Дитина Ольга Сергеевна
Преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДОД ЧМР «Череповецкая районная
Детская Школа Искусств»
Модест Петрович Мусоргский.
В этом году 16 марта исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он родился в 1839 году в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов.
Публикация «Статья к юбилею композитора» размещена в разделах
Мусоргский один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. «Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель», говорит он в автобиографии.
Никто в музыке не захватывал так глубоко и так широко русскую жизнь, как Мусоргский. В своих исторических операх он показывает целый ряд типов людей: и «преступного царя Бориса», и благочестивого старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи Шуйского, и старовера князя Хованского, и беглых монахов, и гордой Марины Мнишек, и Марфы-раскольницы, и юродивого.
Для всех этих разнообразных типов он находил одинаково яркие краски и меткие штрихи. В операх Мусоргского ключом бьет народная жизнь, ярко изображается народный быт, раскрывается народная душа. Эти оперы, в сущности – трагедии, и притом трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего Смутное время начала XVII века.
Не менее живо и ярко М. воплощал в музыке и комический элемент. Так в «Борисе Годунове» замечательна сцена в корчме с подвыпившими беглыми монахами.
Композитор усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит чисто русский, народный отпечаток, сказывающийся в гармонических оборотах (частые педали, в оригинальных, внезапных модуляциях, в ритмическом богатстве (встречаются несимметрические ритмы). Главную силу вокального стиля М. составляет простая, правдивая, живая, выразительная мелодия, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста.
Талант Мусоргского был многосторонний: он проявил его и в фортепьянных произведениях, и в оркестровых.
Мусоргский уподоблял свое творчество «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял красоте чистого искусства. После смерти Мусоргского его друг Н. А. Римский-Корсаков предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсов, «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие шероховатости. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного музыкального языка Мусоргского.
Вокальные циклы, лучшие романсы и песни Мусоргского также одушевлены стремлением к достоверному воссозданию жизни во всем ее многообразии. Особое место в наследии Мусоргского занимают «Картинки с выставки» — его единственное законченное чисто инструментальное произведение крупной формы. Скромные рисунки Гартмана вдохновили Мусоргского на создание подлинной симфонической фрески, в рамках которой колоритные и разнохарактерные миниатюры объединены необычайно действенной сквозной драматургической идеей. Неслучайно «Картинки» часто обрабатывались для оркестра.