Довгаль Оксана
Работа над лексикой при проведении НОД по развитию речи в подготовительных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. К истокам слова «Школьные принадлежности».
Данная статья посвящена работе над лексикой (значение и происхождение слова) при проведении НОД по развитию речи в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений, как способу развития у воспитанников языкового чутья, воспитания культуры речи и привития любви к родному языку.
Публикация «Работа над лексикой при проведении НОД по развитию речи в подготовительных группах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель должен помочь ребенку войти в волшебный мир русского языка, научить правильно и выразительно говорить, выработать внимание к своей и чужой речи. Наш родной язык – это огромное богатство, которое мы получили в наследие от наших предков, и поэтому мы должны бережно обращаться с ним. Познакомить с русскими пословицами: мал язык, да всем телом владеет; острый язык- дарование, а длинный – наказание.
Этимология- раздел языкознания, изучающий происхождение слов. При проведении НОД по развитию речи в подготовительной группе педагог может подготовить целый цикл «игр со словами», способствуя развитию познавательной деятельности. Игры направлены на совершенствование разговорной речи и организацией речевого общения детей между собой и взрослыми, а также речетворчества и мышления (установление причинно- следственных связей).
Ознакомление с миром слов помогает дошкольникам свободно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной и духовной культуры.
При ознакомлении с происхождением и значением слов дети знакомятся со стихами, пословицами и литературными произведениями в текстах которых есть анализируемые слова.
Одним из способов уточнения значения слов и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова. Вспомним слово ручка. Ручка- орудие письма. Ручка бывает у чемодана портфеля, чашки, двери и у ребенка. Сколько разных значений у этого слова.
Путешествие в мир родного языка может стать увлекательным и эффективным, если работу над словом соединить художественно- эстетическим развитием дошкольников : сделать своими руками альбомы «12 месяцев», «Цветы», «Ягоды», «Школьные вещи». Для этой цели можно использовать детские рисунки, репродукции, открытки, фотографии.
В подготовительной группе можно предложить детям поговорить о школьных принадлежностях.
Портфель. Слово портфель пришло в русский язык из французского. Первая часть слова «порт» означает «нести», вторая «фель»- «лист». Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, книги, тетради.
Папка. В немецком языке есть слово «паппе», им называют картон и папку, так как она делается из картона. В русском языке слово «паппе» было преобразовано в слово папка. Так называется и портфель без ручки.
В холод, в дождик и в метель
Он идет из школы.
Как у взрослого портфель
У него тяжелый.
Вопросы к детям. Как называется школьная сумка в этом стихотворении?
Какие названия школьных сумок вы еще знаете?
Скажите, что еще находится в школьной сумке?
Игра «Доскажи словечко». Цветные, синие, шариковые…., пластмассовые.
Игра "Что лежит в портфеле?"
Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному ребенку и называет какой-либо предмет, например, ручка. Если этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет - ловить мяч не нужно.
«Взял я в руки карандаш».
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть «кара» означает «черный», а вторая- «даш»- камень. В родстве со словом карандаш состоят Каракумы- черные пески, каракатица- название морского моллюска, снабженного чернильным мешком с красящим веществом.
Самомассаж пальчиков «Весёлая гимнастика с карандашом»
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(сказка о белом карандаше)
Альбом. В латинском языке слово «альбус» означает «белый». От слова «альбус» произошло слово альбом. Назвали этот предмет так потому, что альбом имеет чистые листы бумаги или картона на которых рисуют, пишут, наклеивают фотографии, открытки.
Тетрадь. Название произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». Бумажные листы в тетради сейчас не сложены вчетверо, но название тетрадь так и осталось.
Игра "Логические пары"
Детям раздаются картинки с изображением различных предметов, находящихся в школе и предлагается подобрать из них пары, логически связанные между собой. Объяснить свой выбор:
- дневник - оценки,
- доска - мел,
- тетрадь - ручка,
- карандаш - резинка,
- альбом - краски,
- парта - класс,
- учитель- ученик и т. д.
Игра "Закончи предложение" (с карточками)
Выставляя картинку на наборное полотно, психолог начинает предложение, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом.
Если пенал большой, то ластик… .
Если ножницы тяжёлые, то скрепки… .
Если книга толстая, то тетрадь. .
Если ранец высокий, то портфель… .
Если желтый карандаш острый, то синий … .
Если тетрадь широкая, то линейка… .
Если ручка толстая, то кисточка… .
Если синий карандаш короткий, то красный… .
Если книг много, то карандашей… .
Если зеленая тетрадь чистая, то голубая… .
Если ранец открытый, то портфель… .
Если ранец полный, то портфель… .
Если тетрадь открытая, то книга… .
Цирк и циркуль. Что общего между этими словами? Оба слова- циркуль и цирк- произошли от латинского слова «циркулюс», что значит окружность.
Линейка.
Поскольку слово «линейка» тесно связано со словом «линия», можно сказать, что оно в родстве и с «лен». По-латыни «лен» — «ли нум»; «линза» некогда значило «льняная нить», лишь впоследствии возникло значение «черта», «линия». К нам слово попало из немецкого языка.
Глобус. По – латыни означает «шар».
Каникулы. В буквальном переводе с латинского каникулы означает «собачки». «Каникулой» римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса- Сириус. «Каникула»- Сириус- ежегодно появлялась в разгар лета, в июле. В июле начиналось жаркое время года, когда школьников и студентов освобождали от занятий. Так это время и прозвали каникулами.
С данными словами можно сочинять загадки и сказки, играть в «волшебные дорожки», строить звуковые домики.
Воспитатель по своему усмотрению может выбирать лексический материал и формы работы для ознакомления с этимологией слов.
Литература.
1 Введенская Л. А. Наш родной язык Ростов- на Дону
Издательство Ростовского университета 1992.
2 Автор – составитель Санкина Л. А. Познание предметного мира
Комплексные занятия для детей 5-7 лет.