Наталия Василенко
«Обучение дошкольников правилам дорожного движения, посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно - транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Публикация «„Обучение дошкольников правилам дорожного движения, посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В основе успешного обучения дошкольников правилам движения должна лежать их разнообразная, насыщенная игровая деятельность, потому что игровая деятельность у дошкольников является ведущей. Очевидным явился поиск зффективных методических приемов, и необходимость создания оптимальных условий, предметно- развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения.
Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании единых подходов обучения, к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создании условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях, а также в семье.
Новизна данного педагогического опыта заключается в построении системы игровой деятельности по правилам дорожного движения, усовершенствования методов и приемов, на основе методики Т. И. Даниловой и собственного педагогического опыта. Следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Не допуская перегрузки, излишней информацией и учитывая состояние здоровья дошкольников.
Перед началом работы, автор опыта поставил перед собой цель: воспитать и сформировать у дошкольников навыки, умения, азбуки безопасности дорожного движения, через внедрение комплексной системы воспитательно-образовательной работы, посредством дидактической игры. Обучение правилам дорожного движения, посредством дидактической игры осуществлялось в системе: совместная деятельность педагога и детей; семья; социум. Для ее решения автор опыта использует дидактическую игру, как основной метод обучения детей правилам дорожного движения, через непосредственное восприятие дорожной среды, во время целевых прогулок, экскурсий за пределы детского сада, в школу, беседы, художественное творчество. чтение художественной литературы, загадки, где дети наблюдают движение транспорта, пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы.
Считаем, что обучение дошкольников правилам дорожного движения. с помощью дидактических игр необходимо проводить в следующей последовательности: от простых дидактических игр : настольно-печатных к словесным играм на основе загадок, а затем и к наиболее сложным играм: (ребусы, кроссворды, головоломки, решение проблемных ситуаций, викторин. От использования в играх готового материала, к применению и самостоятельному изготовлению атрибутов жезлы, макет светофора, улиц и. т. д. От индивидуального участия детей в играх, к коллективному участию в играх.
Свою работу по обучению дошкольников правилам дорожного движения с помощью дидактических игр начинали вести с детьми младшего возраста.
Так как маленькие дети легко поддаются внушению, то уже с младшего возраста необходимо внушить детям, что выходить за пределы детского сада нельзя, на улицу можно идти только со взрослым. Поэтому в играх, с малышами автор опыта применяет такие методы, как внушение, пример, упражнение, поощрение. На прогулках с малышами велись наблюдения за движением транспорта, пешеходов, дети учились различать транспорт по названию (легковой автомобиль, грузовой, автобус и др.) и величине (большой, маленький). Применялись простые словесные игры с загадками для малышей: «Угадай и назови транспорт» и другие. Для игры «Светофор», вместе с малышами изготовили из бросового материала макет двухцветного светофора. Сначала детям показывала светофор с цветными кружочками, учила их различать красный и зеленый цвет. А потом показывала светофор с цветными человечками. Дети усваивали, что цвета человечков соответствуют разрешительному и запретительному сигналам светофора. Знания о светофоре обобщались и закреплялись в настольной дидактической игре : «Почини светофор».
Беседуя с детьми средней группы, выяснилось, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения, как правильно переходить дорогу. Легче всего это сделать в дидактической игре : «Переход», «Перекресток» Для данных игр в группе специально создали предметно-развивающую среду, изготовили дидактический стол с проезжей частью дороги, с тротуаром, с пешеходным переходом, потому, как в дидактических играх, считаем важным принцип наглядности, когда дети должны сами все увидеть, потрогать, услышать. Такие игры способствовали развитию ориентации на дороге, учили соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах. Дети учились находить пешеходный переход на иллюстрациях в книгах, на макетах. Большое значение дидактическая игра имеет при формировании у детей привычки сдерживать свои порывы. Например, бежать, когда это опасно Дидактические игры «Опасно-Неопасно»; «Светофор». Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводили играм на развитие внимания: «Какой знак ушел?», «Сделай, как было» Для того чтобы игра выступала эффективным средством обучения дошкольников правилам дорожного движения, каждый раз прослеживаем внутреннюю связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, какой новый шаг произойдет в его развитии. на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться.
Из своего опыта работы автор сделал вывод, что дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций.
. Литература.
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. «Безопасность» - СПб, «ДЕТСТВО -
ПРЕСС», 2004
2. Вдовиченко Л. «Ребенок на улице» - СПб «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008
3. Данилова Т. Н. Программа «Светофор» - СПб, «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,
2009
4 Лавлинскова Е. «Изучаем правила дорожного движения» - Волгоград,
2007
5. Майорова Ф. «Изучаем дорожную азбуку» - М. ,2008
6. Поддубная Л. Б.» Правила дорожного движения. Младшая и средняя
группы. Занимательные материалы» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2005
7. .Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» -Синтез,2009.
8. Старцева О. «Школа дорожных наук» - Волгоград, 2008
9. Чащина С. «Формирование у дошкольников правил безопасного
поведения на дорогах через игровую деятельность» Журнал «Ребенок в детском саду», 2001, №2
.