Алия Бахмач
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ»
Воспитатель: Бахмач А. Х.
В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
От того, по какому режиму ребенок живет дома и в дошкольном учреждении, как он питается, какими средствами укрепляется его физическое и психическое состояние, зависит состояние здоровья и развития дошкольника.
Основные показатели здоровья детей:
• уровень физического и нервно-психического развития;
• степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
• уровень основных функций организма (совокупность поведенческих реакций);
• наличие или отсутствие хронических заболеваний;
• наличие или отсутствие отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденности).
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся условиям (холод, жара, дождь и др.).
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Любой метод, любое средство, используемые взрослым в целях воспитания, теряют смысл, если они наносят ущерб здоровью. Самое универсальное средство, благотворно влияющее на развитие малыша – режим. Он строится с учетом требований и гигиены, и педагогики: точный распорядок сна и бодрствования, рациональное питание, закаливание организма, с одной стороны, укрепляют детский организм, с другой, - безусловно, способствуют правильному воспитанию.
Самочувствие маленьких детей зависит и от одежды. Она должна быть гигиеничной, красивой, целесообразной. Такая одежда не только предохраняет организм от воздействия внешней среды, не мешает ребенку активно двигаться, но и вызывает определенный эмоциональный настрой, влияет на его поведение.
Не менее важно для здоровья детей предупреждение травматизма, причиной которого нередко бывает незнание родителями правил поведения ребенка на улице. Между тем не всем им известно, что уже в дошкольном возрасте детей можно и надо обучать правилам дорожного движения, научить его быть «грамотным» пешеходом.
Обследование дошкольников и их родителей показало, что только треть детей имеет представление о поддержании здоровья посредством гигиенических процедур, но и эти знания не имеют достаточных навыков ухода за своим телом и внешностью. Они основаны на отрывочной информации, идущей от взрослых, с экрана телевизора, полученной в результате общения со сверстниками и собственных наблюдений. Дети получают информацию не с научной точки зрения, а с позиции взрослых, направленной на прикладную сторону в общении с ребенком (одеться потеплее, съесть суп, лечь отдыхать, то есть уровень знаний направлен на потребительское отношение к своему здоровью, и не может способствовать формированию начал самосознания в здоровом образе жизни.
В связи с этим актуальной становится проблема формирования у дошкольников устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
В работе с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Технологии обучения здоровому образу жизни:
• утренняя гимнастика; гимнастика после сна
• непосредственно образовательная деятельность (ОД) по физической культуре;
• обучение детей основам культуры здоровья;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• гимнастика для глаз;
• релаксация;
• физминутки;
• пальчиковая гимнастика;
• дыхательные упражнения;
• прогулки;
• совместным мероприятиям родителей с детьми;
• сказкотерапия.
Одной из основных задач на протяжении последнего года, над которой я работала - является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства. В группе оборудован физкультурный уголок, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»;игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»;игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.
Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется сказкотерапия. Работа идет на внутреннем подсознательном уровне.
Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод, после отсутствия в детском саду по болезни проходят в спальную комнату в обуви, спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей.
Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.
Периодически пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий, дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна.
Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.
Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:
• повышение уровня физического развития детей;
• развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);
• положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе (за последний год в среднем на 10 % и соответственно повышение процента посещаемости).
Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.