Светлана Ютилова
Использование эвристических вопросов на уроках истории с целью развития ключевых компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Ютилова С. Ю., учитель истории МОУ «Школа № 13 г. Донецка»
Тема: Использование эвристических вопросов на уроках с целью развития ключевых компетенций
Цель : Создать условия для практической отработки умения разрабатывать сценарий эвристической беседы.
Тема эвристической беседы «Борьба русского народа с монголо-татарскими завоевателями. Куликовская битва»
Публикация «Использование эвристических вопросов на уроках истории с целью развития ключевых компетенций» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развёрнутый план эвристической беседы Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.
1. Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? (основные действующие лица, оружие, итог битвы, герои, значение). – Вопросы о вопросах.
2. Что вы считаете наиболее важным? - На уточнение.
3. В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска) - Диагностический вопрос.
4. Отсчет движения Руси к Куликовской битве можно начать с 1362 года. (Что это за дата, почему не 1359 год) - На применение полученных знаний.
5. На великом княжении окончательно утвердился Дмитрий Иванович и в это время летописцы заметили в Золотой Орде темника Мамая (что вам известно об этом человеке) - На применение полученных знаний.
6. Развитие русско-ордынских отношений во 2-й половине XIV в. свидетельствуют о приближении решительного сражения между Русью и Золотой Ордой. В чем заключалась сложность этих отношений? (отказ Дмитрия в уплате дани, разгром татар в битве на реке Воже) – Диагностический вопрос.
7. Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского, каково значение его деятельности. - Вопрос на обобщение, выделение важного.
8. Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?- Диагностический вопрос.
9. Как вы думаете, почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча? – На формулировку собственных суждений.
10. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.
Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает? – На применение практических знаний, установление межпредметных связей.
11. Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. Как вы думаете, за какие заслуги Владимир получил свое прозвище? – Вопрос на применение знаний.
12. Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? – Вопрос на обобщение, выделение важного.
13. Какова роль Дмитрия Донского в Куликовской битве? Кто еще на ваш взгляд внес неоценимый вклад в исход битвы? – Вопрос на применение знаний.
14. Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве? – Прогностический вопрос.
15. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.
Так каково же тогда значение Куликовской битвы? –Вопрос на формулировку выводов.
Итак, подведем итог.
Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.
Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков.
Ожидаемые результаты, какие компетенции будут совершенствоваться (развиваться) в ходе эвристической беседы.
1. Получение учащимися глубоких и прочных знаний.
2. Побуждение к установке связей и закономерностей.
3. Развитие высокой активности и сознательности учеников, формирование познавательной самостоятельности.
Компетенции :
1) учебно-познавательные;
2) коммуникативные;
3) информационные;
4)компетенции личностного самосовершенствования.