долберт татьяна
Использование элементов цветотерапии в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Использование элементов цветотерапии в ДОУ
Человек появляется на свет с уже сформированными органами чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус, слух. Но эти органы ещё не способны к активному функционированию. Чем больше развиты органы чувств, тем глубже, ярче, насыщеннее отражает мир первая сигнальная система, чем больше информации получает ребёнок от своих органов чувств, тем успешнее идёт его умственное развитие. М. Монтессори, основоположник сенсорного восприятия, считала: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной деятельности».
Публикация «Использование элементов цветотерапии в ДОУ» размещена в разделах
Все мы живём в цветном мире, он нас окружает. Повсюду сопровождает. Цвет – «витамин души», «ласка красоты» - делает нашу жизнь ярче и богаче. Радостней и эмоциональней. Цвет влияет на изменение настроения, самочувствия, работоспособности и многое другое. Применение цветотерапии или её элементов в дошкольных учреждениях развивает у детей умение отражать свой внутренний мир (настроение, предпочтения, формирует у ребёнка эмоционально – эстетические чувства, способствуют развитию восприятия и воображения. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействия на определённые светозависимые гормоны. Применение элементов цветотерапии в дошкольном возрасте напрямую связано с социально – эмоциональным развитием детей. Для начала в цветотерапию надо поверить самому педагогу и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – надо просто обратить внимание на то, какой цвет у ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета – жёлтый, красный. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём, потрясающему умению радоваться жизни. «Цвета действуют на душу : они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят нас или радуют» - так говорил Иоганн Вольфганг Гёте. Цвета оказывают влияние на человеческие чувства. Тёмные, блёклые, серые цвета вызывают детей скуку, печаль. Яркие, светлые, розовые – радость, бодрость. Ведь не напрасно в народе говорят: «Розовое детство, голубая юность, золотая старость». Эти стереотипы можно отбросить и раскрасить нашу жизнь по-новому. И научные теории, и опыт предков убеждают: «человек не только кузнец, но и художник собственного облика, здоровья и успеха».
Для развития цветового восприятия у детей используются игры и упражнения М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Цветные таблички» - цель этих игр: уточнение зрения, выстраивание сериационного ряда, сравнение и анализ, подготовка к художественному творчеству и изучению мира природы.
В старшем дошкольном возрасте интересны игры и упражнения для расширения цветового восприятия, повышения цветовой чувствительности, развития образного мышления, творческих способностей, обогащения словарного запаса: «Кто лучше знает цветовую гамму?», «Какого цвета?», «Телепатия», «Медиация цвета», «Психотехническая игра» и т. д.
Занятия с элементами цветотерапии помогают ребёнку в осознании своих личностных качеств, в накапливании социального опыта, когда ребёнок вступает во взаимодействие с окружающим миром и осознаёт своё «Я». Но без взаимодействия с родителями такая работа была бы неполной, так как только в семье ребёнок приобретает первоначальный опыт общения, а на основе доверия к окружающему миру и близким людям, проявляется любопытство, любознательность, познавательная активность и многое другое. Поэтому при подготовке к занятиям по знакомству с цветами спектра, я предложила родителям совместно с детьми нарисовать рисунки, составить рассказы или сказки о том или ином любимом цвете ребёнка и всей семьи. Считаю, что такая совместная работа подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия, прежде всего, нужны детям для их полноценного развития, совместная деятельность родителей и детей способствует появлению в семье общих интересов, и вызывает особую гордость и значимость у ребёнка. Например, разрабатывая занятия по теме: «Страшно», включила элемент цветотерапии, а именно, значение фиолетового цвета. Фиолетовый цвет оказывает сильное влияние на дух человека, считается вдохновляющим, духовным цветом. Благодаря сильному воздействию на подсознание, фиолетовый цвет может помочь избавиться от глубинных страхов. Семья Ильи Б., составила сказку:
«Жил – был Красный цвет. Он был очень весёлый и озорной. В один преКРАСНЫЙ, солнечный день он отправился на прогулку. У него было преКРАСНОЕ настроение, а увидев голубые облака на небе, Красный решил немного позабавиться. Он тронул своими красными ладошками голубое облачко. И вдруг, безобидные голубые облака превратились в тяжёлые, тёмные, фиолетовые тучи. Они закрыли солнышко, поднялся ветер, начался сильный дождь. Красный испугался, спрятался под грибок. А когда фиолетовая туча ушла, унеся с собой дождь, Красный увидел, что снова ярко светит солнышко, травка стала ещё зеленее, стало так красиво, как- будто вся природа умылась и засветилась яркими красками! И тогда Красный решил, что как только у него будет плохое настроение, он обязательно начнёт играть с голубыми облаками, превращать их в фиолетовые тучи, чтобы прошёл дождь. Ведь после этого дождя все радуются – трава, птички, солнышко, люди и все цвета радуги!»
На занятиях, в беседе с детьми, в доступной для детского понимания форме, рассказываю о секретах цвета, например о том, что цвета могут обмануть наши органы чувств, стимулируют нервную систему и мышление, усиливают аппетит, стабилизируют давление, подавляют или способствуют активизации всех систем и органов человека. С помощью красок мы рисуем своё настроение, изображаем «Какого цвета моё здоровье» и т. д., ведь в рисунках детей нет ничего случайного, всё целесообразно, все рисунки основаны на методе визуализации своего образа и его прорисовке. Эти рисунки являются для педагога важным элементом и достижением максимальной пользы и эффективности от проделанной работы.
Предпочитая тот или иной цвет, мы и не подозреваем, что выбранные краски служат сигналом, маячком для того, чтобы обратиться к врачу, психологу. Наш организм – это сложная система, способная к самовосстановлению. Мы неосознанно выбираем тот цвет, который необходим для восстановления работы организма. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку найти свой счастливый цвет, который поможет ему чувствовать себя комфортно в жизни.