Ловчикова Татьяна
Использование нетрадиционных технологий (ниткографии) в художественной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Ловчикова Татьяна Юрьевна, воспитатель МКДОУ «ЦРР д/с №5 «Дельфин» г. Семилуки
Статья «Использование нетрадиционных технологий (ниткографии) в художественной деятельности детей».
Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльной поверхности машины? Как не расковырять сказочную наледь на замороженном окошке автобуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?
Публикация «Использование нетрадиционных технологий (ниткографии) в художественной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а вот подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.
Проблема.
В современном обществе почти все дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей. Также этим взрослые стараются заполнить отсутствие их участия в развитии ребёнка, без которого невозможно полноценное психологическое и социально-эмоциональное развитие личности.
В связи с этим, возникает ещё одна проблема, волнующая педагогов – это страхи, заторможенность и суетливость детей, замкнутость, проблемы социально-коммуникативного общения и поведения в коллективе, обществе.
Другая проблема современных детей - отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Актуальность.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снятия зажатости ребёнка – это путь через художественно-творческую деятельность, фантазирование, развитие чувственности.
Художественная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития, задачи социализации детей; выполняет психотерапевтическую функцию: отвлекает от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много - это рисование (мелки, карандаши, краски, пластилин, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки и т. п. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать использование техники «Ниткография», которую незаслуженно мало используют. Рисование нитками — нестандартный способ, но очень эффектный.
Процесс рисования нитями в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
Несмотря на то, что в настоящее время «Ниткография» пользуется необычайной популярностью, так как привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ, в детских садах применяется не столь часто. Отличительная черта «Ниткографии» в том, что задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики.
Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. А ещё дети радуются, что их поделки нравятся другим.
Список литературы:
1. Гультяева Н. В. Ниткография «Солнечная система», журнал «Дошкольное воспитание» №2 – 2004, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. М, 2009
3. Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию
пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 20012
4. Никитина А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с
детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2010
5. А. Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2001.
6. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2