Наталья Скрыпченко
Статья «Использование графики, скульптуры, живописи в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование графики, скульптуры, живописи в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников"
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики нравственно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Статья „Использование графики, скульптуры, живописи в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
А формировать личность и нравственно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений.
Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту живописи, графики, скульптуры, поэзии. Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней, помогает приобщиться к добру, осудить зло. Ребёнок осваивает в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию, которые постепенно по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Однако всё многообразие форм, свойств произведения искусства не «перейдёт», не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана в сознание юного зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Важно, чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, бороться.
«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания, - говорил В. А. Сухомлинский. – Роль красоты в нравственности трудно переоценить. Через красоту родной природы – к воспитанию чувства любви к Родине, через рассматривание картин – к познанию мира чувств, через слушание музыки – к развитию человеческих чувств. Таковы основные пути пробуждения нравственных чувств ребёнка».
Глубокие нравственно-эстетические переживания у дошкольников может вызвать скульптура. В процессе восприятия скульптуры дети усваивают её язык, выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребёнок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Знакомить детей со скульптурой можно во всех возрастных группах. В младшей и средней это осуществляется путём показа предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм. Дети с интересом рассматривают дымковские и филимоновские игрушки, богородские статуэтки, выполненные из дерева, увлечённо играют с калининскими матрёшками. При рассматривании работ народных мастеров у детей развивается чувство прекрасного, воспитывается уважительное отношение к труду людей, создающих эти произведения искусства, гордость за свою Родину и её народ. Старших дошкольников нужно знакомить не только со скульптурой малых форм, но и с монументальной или парковой. Ведь монументальная скульптура – это история народа, воплощенная в камне, металле, мраморе, бронзе: памятники героям Великой Отечественной войны, покорителям космоса, известным деятелям литературы и искусства. Знакомство со скульптурой заставляет ребёнка задуматься над судьбой родной земли. События прошлого предстают перед ним, как истоки настоящего. В. А. Сухомлинский писал: «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение: для каждого человека самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества».
Высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи несёт в себе и иллюстрация. Рисунки художников-иллюстраторов отличаются красочностью, чёткостью рисунка и композиции, полны жизненных наблюдений, каждый из них, обладая индивидуальным оригинальным почерком, добивается высокой выразительности, которую дети дошкольного возраста в состоянии почувствовать. Художественные иллюстрации учат быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивают эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства.
Уже в раннем детстве ребёнок охотно слушает сказки, живёт вместе с героями сказок, сочувствует одним и по-детски осуждает других. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Герои сказочных рисунков Е. Рачёва тому подтверждение. Все его животные и звери «одеты» как люди, для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрывается реальная жизнь и реальные отношения.
А сказочные иллюстрации Ю. А. Васнецова дают ребёнку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Посмотрит ребёнок на иллюстрацию к песенке «Гуси» и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствуют тревожный темно-синий фон рисунка, на котором особенно белым кажется оперение птиц.
Рисунки Васнецова воспитательны в самом прекрасном смысле этого слова. Они пробуждают всё лучшее, что есть в душе ребенка, вообще в душе человека: наивный, доверчивый восторг перед жизнью, безотчётную естественную доброту, непонимание зла, стремление к счастью. Они учат маленьких зрителей добру, труду, справедливости; учат не скучно назидательно, а весело и добродушно:
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
Не оставляют никого равнодушными рисунки Е. И. Чарушина. Главные герои его рисунков – животные. Все истории, которые Чарушин рисует в своих иллюстрациях, описывает в своих рассказах, - смешные и грустные, забавные и героические – имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребёнка чувство сострадания, жалости, воспитывают потребность заботиться о слабых, защищают беззащитных. Обращаясь к своим юным зрителям и читателям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым! Больше узнавай, больше умей! Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»
Незаменимым средством формирования нравственно-эстетического мира детей является живопись. Учить дошкольников видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.
Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Любуясь пейзажами, дети видят, как меняется красота природы в разное время года, видят различные сочетания цветов и тонов в разное время дня. В связи с этим развивается наблюдательность, эстетическое видение, которые раскрывают красоту и многообразие окружающего мира. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых предметов, которые ежедневно встречаются в быту: вазам, цветам, фруктам, овощам. Портреты помогают увидеть детям черты прекрасного в близких людях. В позе человека, повороте головы дошкольники видят внутренний мир человека, душевное состояние, настроение героя – радостное, грустное, задумчивое.
С большим чувством воспринимаются детьми картины батальной живописи. Несмотря на их сложность, ребёнку понятна яркая динамика, образное содержание – борьба с врагами, защита её завоеваний. Знакомясь с произведениями живописи, дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Именно так и закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале.
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще и чаще обращают внимание на искусство как средство гуманизации личности. И как отмечает Б. М. Неменский, «…искусство и вообще нравственно-эстетическое развитие может и должно играть в нашей системе просвещения гораздо более серьезную роль уже сегодня. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста».